Правительство Кыргызстана заявляет о предпринимаемых мерах, направленных на создание благоприятного климата для привлечения иностранных инвестиций, однако пока рано говорить о большом притоке инвестиций и развитии бизнеса.
Председатель аналитического центра «БизЭксперт», руководитель Национального Альянса Бизнес-Ассоциаций (НАБА) Улук Кыдырбаев имеет более 10 лет опыта работы с бизнес-сообществом. В беседе с корреспондентом информационного агентства «Кабар» он рассказал, какие процессы в стране необходимо поменять, чтобы добиться развития бизнеса.
Отношения государства и бизнеса
Изначально когда формировались отношения государства и народа был установлен такой договор – люди платили налоги за то, что частный сектор не мог предоставить. То есть государство обеспечивает охраняемые границы от внешних врагов, обеспечивает порядок внутри границы, обеспечивает систему здравоохранения, судов, строит дороги и так далее. Но уже в мире идут переломные процессы, когда эти услуги оказывает частный сектор – дороги строятся частными компаниями, частные больницы, арбитражные суды, правоохранительные органы заменяются службами безопасности. Есть даже города в мире, которые отказались от полиции и наняли частные службы охраны. И нам государство может много что делегировать, это сэкономит много бюджетных средств.
Когда мэрия закупала автобусы, я всем нутром был против такого подхода, когда муниципалитет под гарантии государства покупает автобусы. Я боюсь, что если будут неправильно ухаживать за автобусами, они придут в непригодность, раньше своего срока. Но если бы это было частная компания, то бизнесмен из кожи вон лез бы, чтобы эти автобусы проработали весь срок и даже больше. И государству не пришлось тратить деньги.
Но у нас государство само хочет заниматься бизнесом, в это вся беда. Я считаю, что все госпредприятия должны продаваться, закрываться, акционироваться, но не должны быть на шее у государства.
Мы страна, которая в полной мере осознало, что самый ценный ресурс – это человек, ведь у нас нет других богатств и ресурсов. У нас не развивалась промышленность и люди за счет своей предприимчивости, сильной воли и желании выжить, начали ездить на тысячи км и привозить товары. Мы стали хабом, куда все привозят, а потом отсюда разбирают.
Торговля протоптала дорогу не только в направлении от нас к зарубежным странам, но и в обратном порядке. К нам начали приезжать туристы.
Туризм
Пока что мы не можем создать даже базовую инфраструктуру, и речь идет элементарно о чистых туалетах вдоль дорог. Второй вопрос – безопасность, как встречают туристов пограничники, как наши таксисты возят их, чувствуют ли они комфортно себя в городе. В работе МВД у нас не налажена клиентоориентированность, а это очень важно. Сотрудники МВД должны понимать, что турист – это не обязательно иностранный шпион или нарушитель регистрационного порядка. И все остальные госорганы тоже должны понимать, что такое клиентоориентированность. При правильном отношении к туристам мы получим еще больший туристический поток.
Если каждый турист тратит $100 в день на проживание, питание и прочие расходы, то за 10 дней он оставляет $1 тысячу, а если к нам приедет 1 млн туристов, то это уже $1 млрд. Нам надо стремиться к этому.
Государство должно увеличивать бюджет на продвижение туризма. Департамент туризма должен стать отдельным органом. В том статусе, в котором он сегодня находится, он не может полноценно выполнять свои функции.
О нас в мире не знают, если из 100 человек, хоть один скажет что знает Кыргызстан, это уже хорошо, но я боюсь, что только один из 1000 так скажет.
Все ниши, которые государство не заполнило, заполняет бизнес, и у нас есть уникальные примеры этого. Причем если бизнес сам по себе там варится, то он быстро растет. Как только государство туда влезает, рост начинает замедляться.
По дороге на Иссык-Куль вдоль трас у нас появляются остановочные пункты, какие-то из них называют Бостоном, какие-то Парижем – это уникальность нашего народа, что мы сами создаем такие интересные места. Государство может поставить там туалеты, а содержание пусть будет на этих кафешках, магазинчиках – для них это будет возможность получать еще больше клиентов, ведь все люди останавливаются там, где более комфортные условия.
Бизнес и государство должны взаимодействовать, правительство должно обеспечивать минимальный ущерб природе, о чем бизнес не всегда задумывается.
Сейчас мы можем заняться развитием экотуризма. Я был недавно в селе у родственников, они живут у подгорья с великолепными ландшафтами, там можно устраивать конные прогулки, катание на квадроциклах, зимой катание на снегоходах и так далее. Но у местных властей такая позиция, что они все время жду кого-то, говоря «Инвестор келиш керек эле».
Я считаю, что у нас ошибочный подход к инвестиционным проектам в селах, потому что обычно обходят стороной местное население. То есть они не чувствуют собственность этого проекта. Например, с горнодобывающими проектами, все решается в Бишкеке, а местное население отрезаны от процесса. Если местные органы власти самостоятельно разработают проект, так чтобы все село работало на него, то им не придется самим же себе свет вырубать, самим же себе дороги перекрывать и так далее.
Есть еще такое направление как агротуризм – то есть семьи из города могут приехать в село и пожить там несколько дней. Мой ребенок недавно впервые в жизни увидел барана, а вы когда-нибудь доили корову? Но это же классно в жизни сказать, что я умею доить корову или умею на лошади ездить. Городские люди даже не знают, как Боз уй (юрта) поставить, может быть, кто-то не знает даже как костер рассвести. А при этом мы бьем себя в грудь и говорим, что мы кочевники. Иностранцам тоже понравится такая идея, они не любят роскошных отелей, им интересно пожить в юрте, увидеть сельский быт и культуру.
Сельское хозяйство
Тепличный бизнес у нас не имеет масштабного эффекта. Из общего числа потребляемых нами товарами 77% завозится извне. Чтобы нашу страну обеспечить собственными помидорами, огурцами и обеспечить экспорт должны засеиваться целые поля, а такого у нас нет. Кыргызстан – это горная страна, 93% это горы, и только 7% - это местность где мы живем все, строим дороги, ведем сельхоз деятельность, производство и так далее.
Если мы хотим получить прибыль от сельского хозяйства, нам нужно использовать современные технологии. Например, Голландия – маленькая страна, которая занимает 4-5 место по экспорту сельхозпродукции за счет гидропоники, то есть выращивание без земли. Можно хоть пятиэтажные теплицы строить.
Либо другой выход, мы можем построить перерабатывающие центры, которые будут намного дешевле перерабатывать сырье из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана. Мы можем стать центром переработки, и нам не придется стремиться выращивать больше, у нас для этого нет возможности.
У нас поддержка фермеров – это социальная политика, мы социально поддерживаем семьи, которые этим занимаются. Но политика не направлена на то, чтобы это стало экономически выгодным делом. Для этого нужны масштабы, маленькое подсобное хозяйство всегда останется маленьким подсобным хозяйством, и на экономику оно не имеет влияния. Либо работать над тем, чтобы создавалось больше кооперативов, и создавать им хорошие условия для работы.
IT –сфера
Сегодня IT-сфера дает уникальные возможности, за которые мы должны вовремя ухватиться. Все вокруг чего мы крутимся, вертимся, конечно, тоже нужно, но сейчас мир уйдет в интернет. Если мы не будем заниматься развитием своих кадров в этой сфере, то мы будем всегда просто выращивать овощи для тех, кто управлять новой экономикой.
Мы должны поощрять образование, это основа из основ. Дети должны больше узнавать об этом, чуть ли не все наше образование нужно направить на то, чтобы заинтересовать их. Вместо экономистов, юристов, банкиров нужно готовить айтишников.
У нас есть развитие IT-сферы, но нам надо, чтобы это было везде и много. Мы сегодня, имея 30 компаний, уже можем увидеть эффект. А если будет не 30 компаний, а 100 тысяч таких компаний? Весь мир нуждается в услугах IT, и у нас нет границ с другими странами в этом вопросе. Наши компании обслуживают не Кыргызстан, а Америку, Японию, Канаду, Европу, Россию, Казахстан. Интернет для нас – это океан.
Современный мир меняется и все уходит в IT, мой компьютер – это и есть мой станок, мой завод, вся моя работа в нем. Сегодня есть ребята, которые работают через интернет и могут зарабатывать по $100-150 тысяч в год, сидя дома в Кыргызстане. IT – это такая перспектива, мы просто не понимаем еще этого.
Комментарии
Оставить комментарий