Интервью: Судебная реформа в Кыргызстане: что сделано и что предстоит сделать

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

В последнее время теме реформирования судебной системы уделяется повышенное внимание. От её успешности и продуктивности будет зависеть развитие государства и общества.

ИАЦ «Кабар» предлагает вашему вниманию беседу с Председателем Верховного суда КР Гульбарой Утюровной Калиевой.

- Добро пожаловать в студию агентства. Что сделано на сегодня в вопросе судебной реформы после того, как Президент Сооронбай Жээнбеков вновь заострил внимание на злободневной теме?

- В принципе, уже сделано довольно много. Хочется отметить, что судебная система и её реформирование проходит в последние 6 лет поэтапно. Каждая реформа не бывает быстрой, но что более правдиво, так это то, что, ни одна реформа не может проходить безболезненно. Самое главное направление – это законодательство, которое у нас в последние годы неустанно совершенствуется. В последние годы приняты новые законы и кодексы. Второе направление – это кадры. Как известно судейский корпус изменился на 70%. Третье направление – это инфраструктурная база. Следует отметить, что в последние два года мы работаем по новым кодексам. У нас есть изменения в административно-процессуальном кодексе. Точнее сказать, был разработан новый кодекс. Хочу отметить, что работа идёт планомерная по всем имеющимся направлениям. Все эти вопросы требуют повышенного внимания, как от судейского корпуса, так и от гражданского общества. Стоит отметить, что 11 марта этого года состоялся съезд судей, на котором принял участие Президент страны Сооронбай Жээнбеков. Это говорит о том, что руководство страны напрямую заинтересовано в успешной реализации намеченных реформ. Для успешной реализации судебной реформы, прежде всего, нужна политическая воля и финансовые возможности. Хочу сказать, что за 2018-19 годы в нашей сфере значительно выросло финансирование. Важной степенью реформы станет цифровизация, когда весь документооборот будет храниться в цифровой базе. Следует добавить, что важнейшим достижением в продвижении правильности реформ будет аудио и видео фиксации судебных заседаний.

- Изменилось ли качество Совета судей на момент начала реформы?

- Я скажу, что изменилось качество судей, вот в каком плане. Я говорила о том, что судебный корпус изменился на 70%, а посему в нашу сферу пришли новые кадры. Но это сказалось и на качестве. Потому как нового судью нужно обучать. На это уходит не менее 5 лет. Но на данный момент большинство судей работают около трёх лет. Но соответствующие меры по подготовке новых кадров мы постоянно принимаем, понимая всю ответственность за конечный результат. В Кыргызстане работает высшая школа правосудия, и мы обучаем новые кадры. Она успешно функционирует 20 лет. В стенах этого учреждения проходят обучение не только судьи, или члены судейского корпуса, но и претенденты. В последующем, мы отслеживаем процесс их работы, насколько они точно поняли все тонкости. Именно от этого и будет расти их профессионализм, который будет способствовать увеличению доверия к судьям. Надо добавить и то, что чем лучше они будут подготовлены, чем чаще будут обмениваться опытом с региональными судьями, тем процессы будут происходить в конструктивном ключе.

- Какие трудности и недочёты удалось выявить и исправить?

- Любые реформы не могут проходить безболезненно. Всегда существуют некие подводные течения. Где-то имеют место быть субъективные и объективные причины этого. К объективным причинам отнесём наши условия. Что это подразумевает? Нужны типовые здания для судов, следует создавать хорошие условия для граждан, а не для работников суда, поскольку в суды обращаются обычные граждане. Мы слышим некоторые нарекания, которые касаются инфраструктурных объектов. Многие граждане жалуются на то, что некоторые помещения не могут вместить всех желающих, которые напрямую или косвенно будут принимать участие в судебном заседании. Но следует и отметить то, что в республике зданий, которые были построены специально для проведения судебных процессов, можно сосчитать по пальцам одной руки. На данный момент здания не приспособлены для людей с ограниченными физическими способностями. Это тоже немаловажный момент. Но есть и субъективные факторы, к таким, прежде всего, нужно отнести нерадивых судей, которые сами не желают повышать уровень своей профессиональной квалификации. Но этому вопросу всегда уделяется повышенное внимание. Судьи должны непрерывно работать над собой. Поэтому, исходя из всего вышеизложенного, нужно сказать, что необходим анализ, анализ всего процесса, анализ каждого работника судебной системы, каждого судьи. Судья не должен терять мотивацию.

Существует материальная и не материальная мотивация. Но и над этими вопросами, уже из области психологии, мы тоже работаем и анализируем. Необходимо заниматься вопросами стимуляции, к которым можно будет отнести различные грамоты, либо поездки в зарубежные командировки. Мы не забываем и о материальной составляющей. А главное из этого – это элементарно хорошая заработная плата. Все эти меры и позволят навести порядок в нашей сфере, чтобы каждый судья не отвлекался на различные мелочи. Заработная плата должна соответствовать тому объёму работы и той ответственности, которую он несёт. К сожалению, последний раз, когда нам повышали заработную плату – это был 2013 год. Президент Кыргызстана озвучил, что есть пока и более нуждающиеся корпусы, такие, как: врачи и учителя, которым следует повысить зарплату в ближайшее время. Этому вопросу уделяется поэтапное развитие. Но также глава государства отметил, что он пока не видит соответствующей отдачи от судейского корпуса.

- Не станет ли пустой формальностью реализация новых кодексов и законов в рамках проводимых реформ?

- Я категорически не согласна с этим, особенно следует отметить то, что был внедрён единый реестр наказания и проступков, введения электронного портала по достижению прозрачности, это уже говорит о многом в плане достижения главной итоговой цели. Надо сказать, что всё новое, конечно, отчасти вызывает какое-то неприятие. Укореняются стереотипы, люди привыкают работать в старом наработанном ключе. А тут новый вызов – вся работа переформатируется. Разумеется, это вызывает некоторые неудобства. Но когда мы говорим слово «реформа», то мы подразумеваем переход на новую ступень развития системы.

- Какие меры предпринимаются для обеспечения прозрачности в судебных процессах, а также для достижения справедливого суда и законности?

- Что касается прозрачности, то в первую очередь следует сказать про аудио и видео фиксацию проводимых судебных заседаний. Эта система внедряется поэтапно. Всё будет зависеть от финансовой составляющей этого вопроса, потому что нужны видеокамеры, микрофоны, нужно соответствующие оснащение, свет, а также специализированная мебель. Всё это как раз и будет направлено на обеспечении прозрачности процессов. Подобная система будет дисциплинировать и самих судей, а также всех участников процесса.

- Что нужно сделать для достижения основного принципа «главенства закона» абсолютно для всех?

- Вы знаете, уже сейчас есть уголовные дела и в отношении прокурорских работников, и в отношении судей, и судебных работников. Это как раз и говорит о том, что закон работает для всех. Но вместе с тем хочется подчеркнуть то, что новое законодательство гуманизировано, декриминализировано, потому, что введено такое понятие как «проступок». Он характеризует неправомерное действие, но не особой тяжести. Вынесенный вердикт именно по «проступку» не несёт под собой судимости. Вообще следует сказать, что всё зависит от самого преступления, которое совершит тот или иной гражданин. Не существует какой-то привилегии для отдельной категории людей, которые имеют какой-либо статус. Поэтому я констатирую факт, что перед законом все равны.

- Какова должна быть основа у эффективного исполнения законов?

- Я опять-таки повторюсь и скажу, что для этого нужна в первую очередь политическая воля. Но ещё важнее – это работа в одной упряжке всех, это правоохранительных органов, это сотрудников прокуратуры, судов, адвокатского корпуса, а также гражданского сообщества. Необходимо выработать правильное понимание законодательства. Надо помнить и то, что законодательство – оно одно для всех. Также следует соблюдать судебную этику. Мы должны все вместе работать над повышением доверия к судебной системе. Главное же – это исполнение законов, исполнение судебных решений, исполнение приговоров. Это и есть венец правосудия. Но также стоит и проводить работу с населением, знакомить и обучать их законам, чтобы, прежде всего они могли обезопасить самих себя.

- Предусматривается ли наказание судей, которые сами нарушали закон и как часто возникают подобные случаи?

- Конечно, предусматривает. Создана дисциплинарная комиссия. Она формируется, как из судей, так и из представителей гражданского общества. К сожалению, после изучения отчётов, мы видим, что достаточно много поступает жалоб от населения на работу судов. В связи с этим предусматриваются различные взыскания работников судов, вплоть до снятия с занимаемой должности.

- Какая зарубежная судебная система наиболее близка Кыргызстану и менталитету народа?

- Существуют разные судебные системы. Есть англо-саксонская правовая система, есть романо-германская система, есть мусульманская. Какая-та же нам ближе, то мы не можем отрицать своего исторического прошлого, когда мы были в составе Советского Союза, поэтому наша система – это романо-германская. По ней как раз мы и работаем.

- Как вы сами пришли в судебную систему и стали профессиональной судьей?

- Родители у меня были врачами, но я выбрала свой путь. В своё время я настолько была впечатлена советским фильмом, который я посмотрела. На тот момент я училась в 5 классе средней школы, и поняла, что это станет моим призванием.

- Спасибо большое, Гульбара Утюровна, за беседу с нами.

Беседовал Антон Кубицкий

Комментарии

Оставить комментарий