Уникальность Кыргызстана в постсоветском пространстве не вызывает споров. Вначале Кыргызстан стал одной из первых республик в составе СССР, которая в 90-х годах не оглядываясь на авторитет и силу компартии сместила высшую власть, а затем учредила должность Президента страны. Вторая особенность стала очевидной, когда на эту должность «легендарный парламент» избрал совсем не номенклатурного политика – ученого Аскара Акаева с надеждой на быстрейший переход из командно-административного управления страной на демократический принцип. Вслед за этим было нигелировано влияние номенклатуры, что привело позднее к распаду и потере авторитета Компартии Кыргызстана. Попытки быстрого перехода на новые рельсы управления страной совпали с противостоянием отживавшей системы, которая всячески пыталась сопротивляться новому веянию времени и выдвижению на важные государственные должности людей нового формата.
Трения между новым и старым продолжались довольно долго, вплоть до ухода со сцены первого Президента Кыргызстана. Сильное влияние окружения на главу государства привели к Аксыйским событиям, давшие начало и приведшие к событиям марта 2005 года. Учитывая негативный вклад консервативных сил того периода на развитие страны, сейчас напрашивается однозначный вывод – если порывать со старым, то это надо делать решительно и принимать важные государственные решения исходя исключительно из интересов всей страны, и, в первую очередь, самого народа. Попытки корректировки действия властей того времени рядом прогрессивно мыслящих сил, для которых были важнее интересы государства, а не лично собственные, не имели успеха из-за того, что власть ослепляет и ведет к переоценке собственных возможностей в таких странах как бурливший тогда и после Кыргызстан. Этот вывод подтвердила следующая власть президента Курманбека Бакиева, окружение которого полностью вскружила ему голову, а вместе с ним и само впало в эйфорию, уверовав во всесильность правящей верхушки того времени. В итоге их судьбу решила даже не объединенная оппозиция, пытавшаяся вести борьбу с семейно-клановым режимом в правовом поле, но попавшая в заранее расставленные властью сети, а сам народ, который дал беспрецедентный урок властям, заставив говорить о себе весь мир. Однако, такая смена власти привела к гибели людей на площади Бишкека, полностью раскрыв истинное лицо тогдашних властей, и одновременно придав больше уверенности народу в своей силе.
Апрельские события преподали урок всем политическим силам, и вынудили их сделать выводы о нежелательности и практической невозможности узурпации власти в Кыргызстане. Особенно после принятия новой редакции Конституции страны, результатом чего стало движение в сторону усиления баланса между ветвями власти. Немного урезанные полномочия главы государства дали возможность парламенту страны усилить свое влияние через формирование исполнительной власти, у которой оказались несколько большие полномочия, чем раньше. При этом ряд важных государственных должностей, назначение на которые осуществляет президент страны, обязательно должны проходить согласование в парламенте. Это привело к тому, что какая бы политическая сила в стране не была во власти, она не в состоянии оставаться в ней доминирующей. Для этого необходимо создавать альянсы и коалиции, как в самом парламенте, так и вне его стен. Однако, следуя примеру некоторых далеко не идеальных стран, в которых демократические принципы формирования ветвей власти оставляют лазейки для сохранения своего влияния конкретным личностям сколь угодно долго, в Кыргызстане до недавнего времени были заметны и даже весьма активны попытки представителей ушедшей власти пойти схожим путем.
Решимость нынешнего Президента страны Сооронбая Жээнбекова выполнять свою миссию самостоятельно и в интересах страны и народа, были уже продемонстрированы достаточно ярко и публично. И попыткам вести двойную политигру уже ушедших политиков через нового Президента был дан однозначный ответ. Начало процесса по привлечению к ответственности замешанных в коррупционных делах чиновников, а затем и молниеносная смена Правительства страны неразрывно связаны с видением главы государства дальнейшего развития Кыргызстана. И в этом он находит понимание, а главное – поддержку подавляющей части общества, даже тех, кто был малосведущим в большой политике. И потому у него огромный карт-бланш как большого политика и уверенного в своей правоте главы государства. Единственное, в чем он пока еще нуждается на этот конкретный момент истории, это скорейшее формирование собственной команды из таких же порядочных и честных людей, как и он сам, и при этом минимизировать вероятные ошибки. В нынешних условиях добиться этого нелегко, хотя готовых стать рядом с Президентом и работать с ним бок о бок хоть отбавляй. И именно поэтому нелегко определить наиболее достойных и готовых профессионалов своего дела.
Назначение новым Генеральным прокурором страны 43-летнего Окумбека Джамшитова нельзя рассматривать как автоматическое признание его одним из основных членов новой команды Президента, хотя он имеет многолетний опыт работы в прокуратуре. Такое решение нужно рассматривать как огромный аванс в условиях, когда от решительных действий главного надзорного органа зависит многое. Смена руководства Нацслужбы безопасности является еще одним примером настроя Президента страны по созданию команды профессионалов. 47-летний Идрис Кадыркулов имеет 20-летний опыт работы в органах безопасности и является также профессионалом своего дела. Порочащие их имя сведений пока никто и нигде не замечал. И видать, глава государства неспроста сделал свой выбор на них, и надо полагать продолжит в таком же духе формировать и дальше свою команду.
Еще одним важным шагом, который характеризует С.Жээнбекова, стала его инициатива по восстановлению доверия народа к судебным органам. На встрече с главой Верховного Суда Айнаш Токбаевой он отметил, что по результатам социальных опросов среди граждан, органы судебной власти были отнесены к одним из самых коррумпированных органов Кыргызстана. И с этим необходимо что-то делать, иначе вернуть доверие к судам будет невозможно. А без народной поддержки новых инициатив Президента будет невозможно добиться нужного результата. Вслед за этим С.Жээнбеков сделал следующий важный шаг – составление собственной команды в своем Аппарате. Смещение одного из ключевых фигур в Аппарате, руководителя отдела судебной реформы и законности Манаса Арабаева, стало логически объяснимым шагом, который диктовался создавшимися условиями. Уход с должностей других известных личностей также определился курсом нового Главы государства на обновление властной прослойки общества.
С другой стороны, президент С.Жээнбеков сам имеет хороший управленческий опыт, накопленный за годы работы на многих важных государственных должностях. Ему известно с кем и как работать на таком ответственном посту как глава государства. Показывая пример другим своим соратникам, Президент С.Жээнбеков дает шанс стране выйти из порочного круга псевдонародных управленцев, которые больше проявляли озабоченность относительно своих перспектив, чем государственных или народных. Президент стремится проявить себя конкретными делами, а его заявления по поводу служения народу и устремленность на выполнение данных во время выборной кампании обещаний, не пустой звук, не бравада. Это указывает на его принципиальность и твердую уверенность в своих силах. Далеко не все сильные политики способны делать независимые шаги пусть даже на самом высоком государственном посту. А заявление С.Жээнбекова о том, что он «не посмотрит ни на родство, ни на то, что друг», говорит само за себя. Последние его решения по смене ключевых фигур в высших эшелонах власти, ужесточение требований в развернутой борьбе с коррупцией вызвали небывалый энтузиазм в народе. Многие открыто заявляют, что подобные шаги требовались давно, но, к сожалению, ни одна прежняя власть, объявлявшая борьбу с коррупцией, не сумела добиться какого-то эффекта, поскольку начатое не продолжалось долго. Вместе с тем народ, от которого скрыть что-то уже трудно, выражает уверенность в том, что воспитанные в семье Шарипа Жээнбекова братья получили воспитание и образование, которые не позволят им свернуть с начатого пути, тем более они сами выбрали такой путь. Этим самым простой народ выражает свою надежду и веру на то, что нынешний глава государства будет реально думать о стране и его жителях с целью улучшения уровня их жизни и продвижения страны вперед.
С другой стороны, добиться этого, по всей видимости, будет нелегко. Потому, что сформировавшиеся за последние шесть лет различные группировки по интересам, скорее всего, будут пытаться сохранить как свое влияние, так и свои перспективы на будущее. Некоторые события в стране в последнее время указывают на то, что такие силы будут стараться оставаться во власти несмотря ни на что. При этом незримо должно присутствовать понимание, что радикальные перемены тоже чреваты последствиями, поскольку в когорте новых кадров могут оказаться случайные люди, а то и вовсе не профессионалы.
Послевыборная ситуация в Кыргызстане сама по себе не нова. Смена власти в любой ее форме и в любой стране сопровождается периодом трения между новым и старым, который может длиться столь долго, насколько слабосильна новая власть. Так было в таких постсоветских странах как Грузия, Молдова, Украина. В этих странах пришедшие к власти даже после демократических выборов новые силы неизбежно сталкивались с сопротивлением. Особенно ощутимо такое противостояние продолжается на протяжении трех лет в Молдове, где, как и в Кыргызстане, осуществляется переход к парламентскому правлению, и в котором главе государства оказывается мощное сопротивление. Наиболее показательным примером жесткого противостояния между новой и прежней властью проявилось в Армении, которая перешла к парламентской системе правления. Однако при этом попытки прежней власти сохранить себя во власти наткнулись на народное сопротивление. Это говорит о том, что перемены неизбежны и их надо реализовывать во благо государства и самого народа. Иначе противодействия не избежать.
Не редко в ряде стран, включая СНГ, предыдущие правящие группы стремились сохранить свое влияние после смены власти. Они намеревались сменить лишь вывеску главы государства, а все остальное сохранить как есть, не учитывая того, сам народ, его ментальность, в целом общественное сознание изменились настолько, что все видят и все понимают. В кыргызском обществе такие планы не нравятся большинству, особенно молодежи. В условиях глобализации время течет очень быстро, изменяя многое, и в первую очередь восприятие молодого поколения. Об этом можно судить не только по разговорам среди простых людей и в обществе в целом, но они особенно заметны в соцсетях. В кыргызском сегменте в большинстве постингах авторы открыто поддерживают решения президента С.Жээнбекова. Конечно, никому не выгодно противостояние между нынешним Главой государства и экс-президентом, которые неоднократно заявляли о своей многолетней дружбе. И именно сейчас настало такое время, когда идейно близкие высокопоставленные политики могли бы двигать кыргызское общество вперед к реальной демократии совместными усилиями, поскольку оба имеют цель построить развитое и стабильное государство социальной направленности. Однако уже становится трудно питать иллюзии по поводу того, что они могут оставаться в одной команде. И вины в этом у С.Жээнбекова нет, поскольку он выжидал до последнего момента, пока его не вынудили действовать более решительно.
Между тем, Монголия, где после последних выборов новым президентом страны стал не соратник предыдущего, а оппозиционно настроенный политик, может служить отличным примером того, как даже идейно противостоящие политики могут работать во благо государства и народа, при этом не разделяя народ и своих сторонников на полюса. Очевидно, для них интересы государства и народа стоят выше их личных интересов.
Кубан Таабалдиев,
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий