Бишкек, 23.03.21. /Мехриниса Сулайманова – Кабар/. Институт бизнес-омбудсмена выявил нарушения закона со стороны Фонда по управлению государственным имуществом при Министерстве экономики и финансов (ФУГИ). Об этом агентству «Кабар» сообщили в пресс-службе Института.
Уточняется, что бизнес-омбудсмен в процессе рассмотрения жалоб выявил системную проблему в правоприменительной практике ФУГИ, которая нарушает действующее законодательство КР и затрагивает права и законные интересы арендаторов государственного имущества.
Данная практика заключается в:
1) использовании при продлении договоров аренды государственного имущества неприменимых к данному вопросу норм Положения о пилотных аукционах в электронном формате;
2) субъективном толковании норм указанного Положения.
Условия и порядок сдачи в аренду, в том числе продления аренды государственного имущества регулируются Положением о порядке предоставления государственного имущества в аренду, утвержденным постановлением правительства КР № 374 от 17 июня 2015 года («Положение о предоставлении госимущества в аренду»).
Согласно Положению о предоставлении госимущества в аренду, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязательства, имеет право на продление договоров аренды. Также данное право арендатора предусмотрено Гражданским Кодексом КР (в приоритетном порядке), а также как правило, самими договорами аренды государственного имущества.
Несмотря на это, ФУГИ отказывает в продлении договоров, ссылаясь на то, что арендатор должен заново получить право аренды посредством участия в электронных торгах. В обоснование своей позиции ФУГИ ссылается на Положение о порядке проведения пилотных аукционов на право заключения договора аренды государственного имущества в электронном формате, утвержденное постановлением правительства КР № 507 от 18 августа 2017 года («Положение о пилотных аукционах в электронном формате»).
Главой 2 Положения о предоставлении госимущества в аренду установлен порядок прямого предоставления государственного имущества в аренду, который является допустимым в определенных случаях.
В пункте 2 постановления № 507 от 18 августа 2017 года указано, что действие главы 2 Положения о предоставлении госимущества в аренду, затрагивающей вышеотмеченные права на прямое предоставление государственного имущества в аренду не распространяются на государственное имущество площадью свыше 6 кв. м., сдаваемое в аренду на территориях городов Бишкек и Ош, Чуйской, Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей до 31 декабря 2021 года.
ФУГИ, ссылаясь на данный пункт, обосновывает свой отказ в продлении действующих договоров аренды государственного имущества, что на взгляд Бизнес-омбудсмена является незаконным по следующим основаниям:
- глава 2 Положения о предоставлении госимущества в аренду регулирует порядок первичного предоставления государственного имущества в аренду, а не порядок продления договоров аренды;
- глава 2 Положения о предоставлении госимущества в аренду не ограничивает действие пункта 54 этого же Положения, согласно которому не позднее чем за месяц до истечения срока договора аренды арендодатель и арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, могут продлить срок договора аренды путем заключения сторонами дополнительного соглашения к действующему договору аренды, с последующим его согласованием и регистрацией в уполномоченном органе. Данное правило применяется как к договорам аренды, заключенным по результатам торгов, так и заключенных путем прямого предоставления в аренду;
- в соответствии со статьей 560 Гражданского кодекса КР арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора найма на новый срок.
При существующей правоприменительной практике, кроме юридической стороны, существует и финансовая сторона вопроса, так как в этих случаях ФУГИ не дает возможности действующим арендаторам вернуть значительные средства, затраченные на улучшение состояния арендуемых помещений. Тем самым наносится финансовый урон субъектам предпринимательства, которые платят налоги, социальные отчисления, а также создают рабочие места в нынешнее время, когда экономика и бизнес Кыргызстана претерпевает трудности.
По выявленным нарушениям бизнес-омбудсмен направил три акта реагирования в форме рекомендаций в адрес ФУГИ, которые до сегодняшнего дня являются неисполненными.
Комментарии
Оставить комментарий