• 86.8
  • 91.06
  • 0.82
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Железная дорога Кыргызстана: важная отрасль в развитии экономики

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Железнодорожный транспорт республики – это необходимое звено в экономике Кыргызстана, важнейшими преимуществами которого являются эффективность перевозок грузов на большие расстояния, его высокая провозная способность и регулярность работы в течение года.

Накануне, Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков провел рабочее совещание по вопросам развития железнодорожной отрасли страны.

В совещании приняли участие министр иностранных дел Чынгыз Айдарбеков, министр транспорта и дорог Жанат Бейшенов и генеральный директор государственного предприятия «НК «Кыргыз темир жолу» Василий Дашков.

Нет описания.

На совещании была представлена информация о ходе реализации железнодорожных проектов, в частности обсужден проект строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».

«Данный проект имеет колоссальное значение для развития национальной экономики Кыргызстана. Многие говорят на протяжении долгого периода времени о том, что Кыргызская Республика должна в ближайшей перспективе стать неким транспортным хабом в центрально-азиатском регионе. И реализация данного амбициозного проекта может претворить в жизнь все ожидания и прогнозы. Железная дорога, которая свяжет Китай с Кыргызстаном и Узбекистаном станет важной транспортной артерией, но многие склоняются к тому, что проект очень дорогостоящий и нужно будет решить массу проблем. Трудности в строительстве данной дороги существуют, в частности, из-за географических особенностей. Но даже при значительных затратах данный проект должен себя окупить. А ещё подобное строительство может создать прецедент дальнейшего развития железнодорожной сети, которая может развиваться по направлению из Центральной Азии к Тихому океану, что позволит многим странам обеспечить выход к морским путям. Соответственно, это откроет новые перспективы в торговых и экономических отношениях», - сообщил политический обозреватель Евгений Донченко.

Добавим, что Президент Кыргызстана отметил важность развития железнодорожных транзитных и внутренних путей по всей территории страны в целях укрепления транспортной независимости республики и диверсификации транспортного грузового и пассажиропотока.

Нет описания.

Сооронбай Жээнбеков вновь подчеркнул, что одним из крупнейших и стратегических проектов в транспортном секторе является начало строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».

Проработка планов государственного предприятия «Кыргыз теми жолу» также проходила в формате видеоконференции в начале июня. Стоит напомнить о том, что в рамках данного мероприятия, которое проходило с участием кыргызской стороны, КНР и Республики Узбекистан, были обсуждены технические вопросы по комбинированному варианту строении железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

Надо отметить, что комбинированный вариант маршрута имеет следующие преимущества:

- Протяженность линии на 153 км короче, чем другие варианты;
- Стоимость строительства на 15-20% дешевле, чем другие варианты;
- Закладывается основа для формирования в перспективе железной дороги «Север-Юг»;
- Соответствует требованиям по формированию относительно короткого и быстрого транзитного коридора;
- Создание крупного транспортно-логистического узла в географическом центре страны.

В ходе заседания стороны обсуждали вопрос, и каждая давала высокую оценку этому проекту. Это крупномасштабный проект, который требует больших инвестиций и технологий, поскольку маршрут пролегает через горные участки в труднодоступных местах. Все стороны должны хорошо подготовиться и найти приемлемый вариант.

По итогам мероприятия, было заявлено о том, чтобы консультации по техническим стандартам были продолжены. Также следует подготовить техническую основу для принятия дальнейших решений.

Проект строительства железной дороги по маршруту Китай – Кыргызстан – Узбекистан является крупнейшим проектом транспортной отрасли Кыргызстана. Осуществление проекта позволит реализовать транзитный потенциал республики, а также соединит Кыргызстан со странами Юго-Восточной и Западной Азии.

Напомним, впервые о проекте железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан заговорили еще в середине 90-х годов. Тогда же были подписаны первые документы о создании комиссии по железной дороге, куда входили представители трех стран: Китая, Кыргызстана и Узбекистана. В 2003 году было представлено первое ТЭО проекта, которое предполагало самый короткий маршрут по территории Кыргызстана, проходящий через перевал Торугарт.

Что касается заседания, которое состоялось накануне, то на нём глава государства также обратил внимание на ускорение модернизации железнодорожной инфраструктуры страны и продолжение реализации цифровых инициатив в сфере пассажирских и грузовых перевозок железнодорожным транспортом.

Нет описания.

Генеральный директор ГП «НК Кыргыз темир жолу» Василий Дашков представил информацию о ходе цифровизации деятельности компании для минимизации коррупционных рисков. Сообщил, что разработано программное обеспечение по формированию учета электронной накладной, организован электронный взаимообмен между информационными системами железных дорог Кыргызстана и Казахстана. Кроме того, внедрен механизм информирования налоговых органов о прибытии грузов со стран-членов ЕАЭС в режиме реального времени через систему «Түндүк», а также внедрена возможность оплаты за железнодорожные услуги через сайт и платежные системы.

«Это реалии современного мира. Кыргызстан только начал осваивать преимущества, которые открываются через цифровое пространство. Внедрение цифровизации может спровоцировать резкий скачок в развитии железнодорожной отрасли Кыргызской Республики», - подчеркнул Донченко.

Надо отметить, что в последние годы развитию железной дороги КР уделяется значительное внимание. Дело в том, что потенциал отечественных железных дорог не раскрыт и наполовину. В ближайшее время необходимо продумать план расширения железнодорожной карты внутри страны, а также строительства необходимой транспортной инфраструктуры, которая бы обеспечивала беспрепятственный доступ грузов непосредственно к железнодорожным путям.

Далее стоит отметить, что кыргызская железная дорога осуществляет перевозку грузов в соответствии с требованиями технологического процесса, несмотря на пандемию COVID-19.

Добавим также, что прекращения переработки грузов поступающих либо отправляемых в другие страны, входящие в список стран инфицированных коронавирусом не производилось.

В результате за 4 месяца и 25 дней мая 2020 года (то есть с 1 января по 25 мая) ГП «НК «Кыргыз темир жолу» перевезено грузов в объеме 2 410 894 тонн или на 68,4 тысяч тонн больше, чем в отчетном периоде 2019 года – 2 342 543 тонн.

Также в I квартале 2020 года Кыргызская железная дорога не прекращала свою работу по грузовым перевозкам. Перевезено грузов в 1 квартале 2020 года – 1691,8 тысяч тонн.

Рост к I кварталу 2019 года составил 151,3 тыс. тонн или 109,8%.

В заключении стоит сказать о том, что кыргызстан является активным участником множества международных и региональных организаций таких, как: СНГ, ЕАЭС, ШОС. Это участие оказывает влияние на развитие экономики страны. Одним из важных факторов успешного развития рынков является транспорт. Железная дорога по-прежнему играет важнейшую роль в транспортировке различных товаров. И от того, насколько правильно будет выстроена стратегия развития железнодорожной отрасли, будет зависеть эффективность деятельности республики в вышеуказанных организациях.

Как видно из всего, что развитию железной дороги Кыргызстана уделяется повышенное внимание. Железная дорога по-прежнему играет важную роль в доставке практически всех видов продукции, на различные расстояния, объединяя страны, регионы, области в единую экономическую инфраструктуру. Именно от эффективного использования железнодорожного транспорта будет немало зависеть развитие экономического потенциала Кыргызстана.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий