Кыргызстан является активным участником множества международных и региональных организаций таких, как: СНГ, ЕАЭС, ШОС. Это участие оказывает влияние на развитие экономики страны. Одним из важных факторов успешного развития рынков является транспорт. Железная дорога по-прежнему играет важнейшую роль в транспортировке различных товаров. И от того, насколько правильно будет выстроена стратегия развития железнодорожной инфраструктуры, будет зависеть эффективность деятельности республики в вышеуказанных организациях.
Как отметил специалист Государственного Предприятия Национальная Компания «Кыргыз Темир жолу» Николай Лиличенко, «важнейший для экономики любой страны железнодорожный транспорт представлен в авторитетных организациях: Совет по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества и Организации сотрудничества железных дорог. Последние 10 лет Государственное Предприятие Национальная компания «Кыргыз темир жолу» несколько раз принимала у себя заседание Совета и ОСЖД».
Ну, а начало было положено в далёком 1924 году. Именно тогда был сдан в эксплуатацию первый участок железной дороги Луговая – Пишпек. Дальнейшее развитие железной дороги в республике осуществлялось поэтапно. Сегодня протяженность Кыргызской железной дороги составляет 424,6 километров, а ее обслуживание осуществляется персоналом численностью 5 тыс. человек, из которых 20% составляет молодежь.
«Государственное предприятие «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» за последние годы осуществила существенную реорганизацию своей структуры управления. В настоящее время предприятие проводит работы по модернизации железной дороги в соответствии с требованиями современного мира. Также возобновились работы по восстановлению и ремонту парка железнодорожной техники и по развитию инфраструктуры», - рассказал специалист предприятия.
Стоит отметить, что Южный отдел железной дороги играет основную роль в обеспечении железнодорожного сообщения с Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном и другими государствами. Особую роль играет станция Кара - Суу, которая является основным связным пунктом, соединяющим Кыргызстан с соседними странами. Через Южный отдел ежегодно перевозятся миллионы тонн грузов в обоих направлениях.
Как отметил Лиличенко, «помимо работы по обеспечению пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок на предприятии первоочередное место уделяется вопросу защиты прав служащих и рабочих. Примечательно, что Государственное предприятие «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» является единственной государственной компанией в стране, в которой работают два профсоюза. Совместными усилиями двух профсоюзов предприятием был принят Коллективный договор. На сегодняшний день все требования Коллективного договора, контролируемого двумя профсоюзами, полностью выполняются».
В настоящее время пассажирские поезда и беспересадочные вагоны формирования ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» соединяют Бишкек через Казахстан с Москвой, а также с другими крупными городами России.
«С целью модернизации парка тепловозов и повышения эффективности стратегической транспортной отрасли были приобретены 6 новых тепловозов серии «Эволюшн», которые произведены в Казахстане. Локомотивы зарекомендовали себя с положительной стороны, полностью оправдав заявленные изготовителем технические характеристики. Технический эксплуатационный ресурс данных тепловозов составляет 40 лет. В филиале по вагонному хозяйству ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» был открыт механический цех. Запасные части, которые важны для повседневных ремонтных работ, раньше приобретались в соседних государствах за большие суммы, а сейчас стали производиться в самом цеху. В 2010 году были запущены два вагоноремонтных завода, производящих ремонтные работы для грузовых и пассажирских вагонов. В период с 2010 по 2017 год отремонтировано 1879 грузовых и 622 пассажирских вагонов. Ремонт вагонов – это один из сложнейших видов работ. Производство от мелких винтиков до крупных колес осуществляется под контролем высококвалифицированных специалистов с помощью компьютерной техники в соответствии с требованиями сегодняшнего дня», - рассказал Лиличенко.
По его словам, результаты деятельности компании дают основание с уверенностью смотреть в будущее. «Ежегодно отмечается устойчивая тенденция положительного роста основных производственных и финансовых показателей. В настоящее время железной дорогой перевозится свыше 7 млн. тонн грузов в год. Предприятие выступает одним из лидеров в числе крупных налогоплательщиков в Республике. Таким образом, перед ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» стоит задача полностью использовать возможности железной дороги по обеспечению транзита, а также по увеличению объема перевозок пассажиров и грузов на пространстве Организации сотрудничества железных дорог», - подчеркнул специалист предприятия.
В настоящее время Правительство Кыргызской Республики одной из своих главных задач в области развития транспортной сети в стране считает объединение юга и севера страны через железнодорожное сообщение, а также повышение транзитной роли республики в Центральной Азии. Помимо этого, рассматриваются возможности по строительству железнодорожных линий с соседними государствами - Узбекистаном и Китаем. Транзитные возможности Кыргызстана могут принести государству дополнительные доходы и еще больше активизировать транспортные связи в странах центральной Азии.
Как сообщил специалист, «в период реализации основных направлений предполагается ввод в эксплуатацию новых вагонов, тепловозов, объектов инфраструктуры, линий железных дорог, что позволит увеличить транзитный потенциал Кыргызстана. Динамичное развитие железнодорожного транспорта окажет положительное воздействие на развитие смежных отраслей экономики, в том числе торговли, при разработке и транспортировке природных и строительных материалов, продукции сельского хозяйства. В результате реализации Основных направлений предполагается создание дополнительных условий для динамичного развития экономики страны, расширение транспортных услуг, оказываемых населению, повышение конкурентоспособности национальной транспортной системы».
Бесспорно, железнодорожный транспорт республики – это необходимое звено в экономике Кыргызстана, важнейшими преимуществами которого являются эффективность перевозок грузов на большие расстояния, его высокая провозная способность и регулярность работы в течение года.
В подтверждении всего указанного выше стоит отметить, что на днях Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков принял генерального директора ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») Олега Белозерова.
Как сообщил отдел информационной политики аппарата президента, глава государства отметил высокий уровень политического сотрудничества между Кыргызстаном и Россией, основанный на стратегическом партнерстве и союзничестве, который предопределяет необходимость дальнейшего наращивания и активизации двустороннего сотрудничества.
«У сторон имеется большой нереализованный потенциал в сфере железнодорожного сотрудничества. Ваш приезд в Кыргызстан является одним из практических результатов нашей договоренности с Президентом России Владимиром Путиным», - отметил Жээнбеков.
Он выразил уверенность, что совместными усилиями будут достигнуты положительные результаты, намечены конкретные планы по дальнейшему плодотворному сотрудничеству.
Гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозеров подчеркнул, что в сфере железнодорожного сотрудничества между странами сложились давние, доверительные отношения на почве поддержки друг друга, которые со временем становятся только теснее.
«У нас единая технологическая база, мы показываем хорошие совместные результаты, как на двустороннем сотрудничестве, так и в рамках участия в Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и Прибалтики», - отметил Олег Белозеров и предоставил информацию о перспективах развития железнодорожной сферы и возможностях взаимодействия между двумя странами.
Как видно из всего, что развитию железной дороги Кыргызстана уделяется повышенное внимание. Железная дорога по-прежнему играет важную роль в доставке практически всех видов родукции, на различные расстояния, объединяя страны, регионы, области в единую экономическую инфраструктуру. Именно от эффективного использования железнодорожного транспорта будет немало зависеть по части развития экономического потенциала Кыргызстана.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий