• 87
  • 90.55
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Взаимодействие системы образования и реального рынка труда в Кыргызстане

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Эффективность системы образования кроется в точечном выпуске специалистов. Любому государству жизненно важно высокое число профессионалов для того, чтобы осуществлялась качественная работа во всех областях трудовой деятельности. Проблематика, которая существует во многих странах с поиском применения своих знаний пока остаётся очень острой. Зачастую выпускники ВУЗов не могут трудоустроиться по специальности. Этому есть множество причин, но главная из них, неспособность реального рынка труда обеспечить работой дипломированных специалистов.

Как заявила доктор экономических наук, профессор Лариса Крыжанова, «становление и развитие рыночной экономики в Кыргызстане предполагает тесное взаимодействие и сотрудничество между функционированием различных видов рынков в экономической системе общества. В процессе такого взаимодействия проявляется согласование и расхождение интересов субъектов разных рынков, в том числе рынка труда и рынка образовательных услуг. Кардинальные преобразования социально-экономической системы общества, предопределившие становление и развитие рыночной экономики, изменили требования к качеству рабочей силы, уровню ее подготовки и ее профессионально-квалификационной структуре. Это, в свою очередь, способствовало необходимости реформирования рынка образовательных услуг как главной составляющей всей системы воспроизводства человеческого потенциала».

Механизм взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг представляет собой совокупность отношений между его субъектами, а также отношения в сфере регулирования процессов взаимосвязи между данными рынками. В качестве основного элемента в механизме взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг выступают, в первую очередь, хозяйствующие субъекты, при помощи которых осуществляются необходимые практические действия для обеспечения механизма взаимосвязи. Следует учесть, что они могут оказывать регулирующее воздействие на другие элементы механизма.

«Процесс взаимодействия между рынком труда и рынком образовательных услуг предполагает, что рынок труда должен предоставлять рынку образовательных услуг необходимую информацию о предпочитаемых должностях и требованиях работодателей, о возросшем спросе на те или иные профессии. Рынок образовательных услуг, в свою очередь, должен учитывать спрос на профессионально-квалификационный состав рабочей силы, предъявляемый со стороны рынка труда, а также отвечать на его сигналы, являясь регулирующим средством для пополнения рынка труда квалифицированными специалистами, соответствующими потребностям рынка труда. Таким образом, профессионально-квалификационный состав рабочей силы выступает в качестве объекта, как рынка труда, так и рынка образовательных услуг», - заявляет эксперт.

ХХI век знаменуется временем быстрорастущих высоких технологий. Эти глобальные изменения внесли значительные корректировки в образовательных системах по всему миру. Для ускоренного развития мирового хозяйства большое значение приобретают знания и труд. Это означает, что в современном мире большое внимание уделяется качественной подготовке высококвалифицированной и высокообразованной, здоровой и творчески настроенной рабочей силе. В то же время необходимо учитывать, что данный процесс сопровождается серьезными трудностями.

Как отмечает Крыжанова, «в Кыргызстане, как и в других странах СНГ, формирование информационного общества было осложнено экономическим кризисом, который привел не только к сокращению производства во всех отраслях национальной экономики, но и нанес значительный ущерб всей социальной сфере, в том числе образованию, здравоохранению, культуре, науке и социальной защите населения. Сложность становления системы потока качественных специалистов был в основном отмечен в 90-е годы и начало 2000-х. Это объективно сложное время, как для рынка труда, так и практически для большинства ВУЗов страны. Вследствие тяжелого кризиса высококвалифицированные кадры с высшим образованием теряли свои рабочие места и были вынуждены работать не по специальности, часто на вторичном рынке, либо искать работу в других странах. Таким образом, наблюдалась девальвация высшего образования и обесценивание человеческого ресурса».

Стоит добавить, что на современном этапе развития экономики значительно возрастает роль образования, которое формирует качественные характеристики рабочей силы, помогает ей адаптироваться к изменившимся условиям и занять достойное место в современном обществе. Базовых и элементарных знаний, как раньше, сейчас уже не достаточно для получения хорошей работы. Даже знания компьютера, которые обязательны при трудоустройстве в любую компанию стали возрастать. Необходимо знать довольно большой перечень новых компьютерных программ, по которым выстраиваться современная технология труда. Эти изменения заставляют не только студентов, но уже и школьников идти с неким опережением графика собственного развития.

Как рассказала эксперт, «анализ динамики сегмента рынка образовательных услуг, на котором происходит подготовка высококвалифицированных специалистов, позволяет сделать вывод о том, что за последние годы произошло сокращение числа негосударственных вузов с 23 до 17, в то время как число государственных не изменилось, и большая часть студентов обучается в государственных учебных заведениях. Сокращение негосударственных вузов с 56 в 2010 году до 50 в 2017 произошло за счет лишения их лицензии и государственной аккредитации, в первую очередь, по причине, несоответствия уровня подготовки специалистов высшего профессионального образования».

Существует положительная динамика изменения студенческого сознания. Студенты стали творчески относиться к получению профессиональных знаний, обогащаясь новыми специальными или дополнительными знаниями, профессиями и навыками. Многие студенты наряду с обучением в учебном заведении посещают различные курсы: иностранных языков, бухгалтерские, аудиторские, водительские, компьютерные, объясняя это расширением их личных возможностей трудоустройства и вероятностью применения в жизни. Это подтверждает, что в современных условиях система образования не только дает знания, но и формирует новое мышление, новое отношение к труду.

Вопросы повышения уровня образования и квалификации являются актуальными не только для молодежи, но и для трудоспособных граждан, которые находятся в поиске работы, что предполагает создание условий со стороны государственных органов для расширения возможностей человека по повышению личной конкурентоспособности на рынке труда.

Хочется напомнить, что ХХI столетие – это век цифровых технологий. Это новое время для многих областей жизнедеятельности и различных отраслей. В этой связи речь идет о необходимости достижения высокого образовательного и профессионально-квалификационного уровня той большей части трудоспособного населения, которая способна его совершенствовать. Кыргызстану удается поддерживать ранее достигнутый уровень образования, однако существуют определенные проблемы. Качество подготовки учащихся, за небольшим исключением, имеет тенденцию к ухудшению. Также важной проблемой в системе формирования рабочей силы является дисбаланс на рынке труда республики, что свидетельствует о неблагополучной ситуации в сфере подготовки профессиональных кадров.

Как говорит эксперт, «состояние рынка труда свидетельствует о том, что вакантные места имеются в основном на рабочие профессии: молодые специалисты с высшим и средне специальным образованием во многих случаях становятся невостребованными на рынке труда, переходят в разряд безработных и вынуждены получать новую специальность, востребованную рынком».

Основная задача заключается в сохранении и повышении уровня и качества образования, получаемых в государственных и частных учебных заведениях страны, достижения идеальных отношений между рынком труда и сферой образования, что требует организации тесного сотрудничества государственных структур и учебных заведений всех типов образования независимо от форм собственности. По существу, следует разработать государственный кадровый заказ. В свою очередь, он поставит реальные задачи перед ВУЗами страны по обеспечению конкретными кадрами те или иные области занятости.

«Необходимо углубление и расширение интеграционных связей между рынком труда и рынком образовательных услуг, это потребует серьезной государственной поддержки и тесного сотрудничества государственных структур и учебных заведений для гармоничного развития общества. Интеграцию рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно обеспечить без объединения основных участников регулирующего процесса, а именно государственных органов, бизнес-сообщества и образовательных организаций высшего и профессионального образования. Стратегии социально-экономического развития страны должны включать информацию о готовности рынка труда обеспечить кадрами и готовности рынка образовательных услуг сформировать кадровый резерв по перспективным направлениям, указанным в государственных стратегических программных документах страны», - заключила эксперт.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий