• 86.96
  • 91.03
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Возобновление финансовых отношений с РФ – признак стабильности политических процессов в КР

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В Москве состоялась встреча первого вице-премьер-министра, и.о. премьер-министра Кыргызстана Артёма Новикова и заместителя руководителя администрации президента России Дмитрия Козака.

В ходе переговоров стороны обсудили текущее состояние и перспективы развития общественно-политической обстановки в Кыргызстане. Артём Новиков выразил благодарность за особую роль Российской Федерации в стабилизации внутриполитической ситуации в КР после парламентских выборов 2020 года.

Стороны обсудили комплекс актуальных вопросов сотрудничества между Кыргызстаном и Россией в двустороннем формате и в рамках интеграционного взаимодействия. По итогам встречи согласован вопрос о поэтапном возобновлении оказания Россией финансовой помощи Кыргызстану.

Как говорит российский политолог Дмитрий Кисурин, «прежде всего, это говорит о том, что новая власть Кыргызстана сдержала обещание, которое заключалось в том, что в самой ближайшей перспективе будет наведён элементарный общественно-политический порядок, и начата работа по налаживанию экономического и инвестиционного климата в стране. Как мы помним, вопрос о приостановлении финансирования по разным направлениям Россия мотивировала тем, что пока не ясно с кем нужно было продолжать работать после политических изменений, которые постигли Кыргызскую Республику после парламентских выборов 4 октября. Результаты выборов были опротестованы и отменены, на фоне этого сменилась и государственная власть. Но надо сказать, что нынешняя смена власти не имела критических последствий. Это высоко можно оценить, как по отношению к бывшему Президенту КР Сооронбаю Жээнбекову, так и возглавившему на тот момент страну Садыру Жапарову. Тот факт, что новый политический лидер Жапаров последователен в своих словах и действиях, тоже говорит о его серьёзности, о его открытости и честности. На днях он сложил себя полномочия временно исполняющего обязанности главы государства и Премьер-министра КР, чтобы пойти на выборы Президента страны не имея за спиной административного ресурса. Это здравое, а главное взрослое решение. Демонстрация нового пути развития демократии в этой центрально-азиатской республике. Кыргызстан и без того имеет имидж демократического государства на всём постсоветском пространстве. Многие это пытаются называть недееспособностью, которая влечёт за собой нестабильность в политической элите, в обществе, в социуме. Но нужно в таких случаях уметь читать и между строк. Политически Кыргызстан учиться методом проб и ошибок, но, как говорится, не сделаешь шага, не научишься ходить. Пусть республику часто носит из стороны в сторону, но тот демократический курс развития, который виден не вооружённым взглядом, и который стал во главе угла всего государственного развития, будет вознаграждён. Страна не собирается пособничать узурпации власти, и это несколько раз было наглядно продемонстрировано. Поэтому лично я с большим оптимизмом смотрю на будущее Кыргызстана».

Что же касается непосредственно активизации экономического взаимодействия Кыргызстана, в частности с Российской Федерацией, то это можно характеризовать, как налаживание всех политических процессов внутри самого государства. В таком случае надо полагать то, что вслед за Россией на Кыргызстан обратят свои взоры и многие другие зарубежные партнёры. А это наиважнейший момент выхода страны из экономического кризиса. Ведь, как известно, экономика любой страны, это важнейший аспект стабильности и благонадёжности. Экономические процессы в Кыргызстане в последние годы стали заметно улучшаться, но из-за недавних политических перемен работы в этом направлении прибавилось. Вновь нужно заботиться об оздоровлении инвестиционного климата, снова нужно заботиться о том, чтобы все механизмы были приведены в идеальное состояние. Нагрузка на правительство Кыргызстана выросла мгновенно.

«Сейчас такой период, когда работа осложняется и по причинам продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции. Также выделю немало важный аспект, в Кыргызстане случилась перемена власти, а это всегда привыкание новых людей к новым же условиям. Хочу отметить, что правительство республики сразу приступило к решению накопившихся проблем. Постоянные встречи, круглые столы и различные заседания показывают решительность в плане налаживания экономики. Экономика – важнейший пазл в государственной мозаике. От её стабильности, а главное от эффективности зависит практически всё. Сейчас нужно не надавливать на бизнес. Следует максимально обеспечить беспрепятственное развитие малому и среднему бизнесу. Он всегда нуждается в тщательной поддержке. Это постоянная проблема на постсоветском пространстве. Трудно однозначно анализировать, по каким причинам до сих пор нет налаженной системы работы именно в этом направлении. Но мне кажется, что это трудности адаптации самого бизнеса и его участников. После стольких лет ведения плановой экономики переход к рыночной даётся сложно. Поэтому от государства требуется постоянный контроль и всесторонняя поддержка именно малого и среднего бизнеса. Но то, что сейчас в Кыргызстане пытаются пересматривать налоговое бремя, а также сокращать количество проверок может сыграть положительную роль в динамике роста внутренней экономики и развитию бизнеса», - говорит специалист в области мировой экономики, эксперт-консультант Денис Куляш.

Стоит напомнить и то, что не так давно первый вице-премьер-министр, а ныне временно исполняющий обязанности главы правительства Артём Новиков положительно оценил усилия, предпринимаемые налоговой службой по выполнению прогнозных показателей, при этом указав на ряд недоработок, обозначил приоритеты в работе налоговой службы на ближайшее время.

«Налоговая служба должна отойти от образа «карательного органа» и превратиться в орган, оказывающий услуги для населения и бизнеса. Реформирование налоговой службы будет осуществляться путем цифровизации налогового администрирования, а также скорейшего перехода взаимодействия с налогоплательщиками на электронно-дистанционный формат в рамках проекта цифровизации налогового администрирования - «Смарт Салым»», - отмечал Новиков.

Он добавлял в своих выступлениях то, что правительством будут предложены решения по сокращению налоговых проверок, передаче на аутсорсинг функций налоговых проверок и рассмотрение апелляционных жалоб, а также создание третейских судов по налоговым спорам.

«Бизнес должен быть максимально защищен от любых возможностей неправомерных действий со стороны сотрудников налоговых органов. При этом задача по выполнению плановых показателей на текущий год, как по налоговым поступлениям, так и по страховым взносам должна быть реализована в полном объеме», - говорил Новиков.

Также он подчёркивал необходимость выявления имеющихся резервов и сокращения коррупционных рисков.

«Коррупция, конечно, остаётся основным бичом любого общества. Коррупция, главный тормоз в развитии бизнеса и экономики в целом. Это уже вопрос сознательности граждан. Пока в общество не придёт понимание того, что коррупция рождается в нас самих, она не будет искоренена полностью. Поэтому наряду с решением о различных видах поддержек бизнесу в стране необходимо параллельным курсом заниматься борьбой против коррупционных проявлений, путём информационной работы, как среди высоких чинов, так и среди обычных граждан. Нужно дать понять всем, что решать те или иные вопросы следует в правовом русле. Только такой путь может вывести кыргызскую экономику на новый уровень и сократить риски потрясений», - заметил эксперт Денис Куляш.

Что же касалось ближайших планов по стабилизации экономики в стране, то было отмечено, прежде всего, то, что необходимо восстанавливать доверие между населением, бизнесом и органами власти. «Нужно вернуть доверие международных партнеров, инвесторов к работе на рынке Кыргызстана и обеспечить стабильность и предсказуемость властей в дальнейшей перспективе», - заявлял Новиков.

Пути вывода экономики Кыргызстана из кризиса и других стагнационных процессов вновь забрезжили на горизонте. Впереди достаточно много кропотливой работы. Важно в ближайшие месяцы наладить внутриэкономические процессы. Стоит и другая задача по оздоровлению инвестиционного климата. Первый положительный результат уже виден. Российская финансовая помощь весьма кстати. Но это говорит о зрелости политических процессов в Кыргызстане, которых, в принципе, многие и ожидали.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий