Кыргызская Республика по праву гордится своей прекрасной природой и особым положением. Вода - один из ценнейших ресурсов страны, поэтому необходимо с уважением относиться к этому, использовать мудро и бережливо. Вода является неотъемлемой частью здравоохранения и экономики. Сохранение водных ресурсов – рек, озер, родников и подземных вод и при этом обеспечение для всех доступа к воде являются одними из самых жизненно важных задач, стоящих перед сектором. Польза от хорошей инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и санитарии выходит далеко за пределы улучшенного здоровья и качества жизни населения – она важна для экономического развития страны.
Кыргызская Республика располагает значительными запасами водных ресурсов. Общий объем имеющихся запасов воды в Кыргызстане составляет 2458 куб. км, включая 650 куб. км воды (26,4%), хранящейся в ледниках, 1745 куб. км в озерах (71%), а также 13 куб. км потенциальных запасов подземных вод (0,5%) и от 44,5 до 51,9 куб. км среднегодового речного стока (2%). Общий годовой объем возобновляемых водных ресурсов оценивается в 46,5 куб. км.1
Несмотря на обилие водных ресурсов, Кыргызстан сталкивается с нехваткой воды как для орошения, так и для питьевых нужд. Данная тенденция может усиливаться в маловодные периоды, и с каждым годом дефицит будет ощущаться все больше.
Значительная часть забираемых вод в республике теряется при использовании. Причина потерь заключается в неудовлетворительном техническом состоянии ирригационных и водораспределительных систем, износе оборудования, применении несовершенных методов полива.
По данным АРИС, предоставление качественных услуг, включая надежность водоснабжения, безопасность кранов и водоразборных колонок, достаточное и постоянное давление в системе водоснабжения или качественный контроль над загрязнением воды и обработка воды будет служить стимулом для вложения экономических, производственных и коммерческих инвестиций. Данная стратегия развития питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Кыргызской Республики необходима, так как очень многие граждане пользуются некачественными услугами водоснабжения и санитарии, а во многих случаях, вообще не имеют доступа к данному виду услуг, что совершенно не приемлемо в XXI веке. Во многих селах и городах за последнее десятилетие уже реализовывались существенные капитальные инвестиции. Практически все мероприятия в данном секторе были осуществлены в рамках двух основных проектов сельского водоснабжения (первый финансировался Азиатским Банком Развития, второй - Всемирным Банком). Вместе данные мероприятия назывались проект Таза-Суу. Однако еще осталось много работы.
И впервые за долгие годы Президент страны Сооронбай Жээнбеков ставит одну из главнейших задач перед всеми ответственными и компетентными чиновниками - обеспечить все регионы чистой питьевой водой. Это важная часть президентского курса по развитию регионов республики.
«До 2024 года население Кыргызстана полностью будет обеспечено чистой питьевой водой», — отмечал Президент Сооронбай Жээнбеков во время встречи с директором Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве КР (Госстрой) Бактыбеком Абдиевым, директором Департамента развития питьевого водоснабжения и водоотведения Госстроя Аскарбеком Токтошевым и исполнительным директором Агентства развития и инвестирования сообществ Кыргызской Республики (АРИС) Бекжаном Супаналиевым.
Участники встречи предоставили информацию по вопросам реализации проектов в рамках Стратегии и программы по обеспечению населения чистой питьевой водой.
Согласно предоставленной информации, в 21 городе Кыргызстана в настоящее время идет реализация проектов на сумму порядка 193 млн. евро. Самое критическое состояние по обеспечению чистой водой в Жалал-Абадской области, где в 148 селах на сегодня отсутствует питьевая вода. В то же время по всему Кыргызстану эта цифра составляет 390 сел, где отсутствует чистая питьевая вода.
Проекты по обеспечению чистой питьевой водой поддерживают такие партнеры и доноры Кыргызстана, как Всемирный банк, Исламский банк развития, Азиатский банк развития, ЕБРР, Евросоюз, Швейцарская конфедерация и др., от которых в общей сложности страна получила 191 млн. долларов, большая часть помощи — это гранты.
Кроме того, различные фонды арабских стран — Саудовской Аравии, Катара, Кувейта и т. д. выражают желание оказать помощь в привлечении инвестиций на проекты по обеспечению чистой водой в Кыргызстане.
Со стороны республиканского бюджета на обеспечение чистой питьевой водой на 2019 год предусматривается 350 млн. сомов, притом стоит отметить то, что в 2018 году было выделено 250 млн. сомов, а в 2014 году 25 млн. сомов.
Глава государства констатировал, что одной из острых проблем в стране является отсутствие доступа населения в некоторых селах к чистой питьевой воде.
«Мы в обязательном порядке должны реализовать Стратегию обеспечения населения чистой питьевой водой. Без этого мы не можем развивать экономику, сократить миграцию, это напрямую влияет на состояние здоровья населения. Программа по обеспечению населения чистой водой будет обязательно реализована, до 2024 года население Кыргызстана полностью будет обеспечено чистой питьевой водой. Это вопрос будущего нашего государства», — подчеркнул Президент Сооронбай Жээнбеков, напомнив, что обеспечение в ближайшие 5 лет всех регионов Кыргызстана чистой водой является одним из приоритетных направлений до окончания его президентского срока.
Он отметил, что проблема с чистой питьевой водой наблюдается в основном в сельской местности и подчеркнул необходимость определить список сел, нуждающихся в первоочередном обеспечении чистой водой.
Также Президент Сооронбай Жээнбеков обратил особое внимание на необходимость активизации работы по привлечению внешних инвестиций в сферу реализации проектов по обеспечению населения чистой водой.
Следует отметить, что время по обновлению всей системы водоснабжения настало. Подавляющее большинство ирригационной инфраструктуры в республике эксплуатируется 30, 40 и более лет. С учетом роста населения за последние годы потребность в строительстве ирригационных объектов и введении новых орошаемых земель является наиболее приоритетной и актуальной задачей для Кыргызской Республики.
Госпрограмма предусматривает строительство ирригационной инфраструктуры для обеспечения новыми орошаемыми землями сельских жителей. Введенные для выращивания сельхозпродукции новые орошаемые земли позволят улучшить социально-экономическое положение и обеспечат развитие регионов, а также будут содействовать решению вопросов продовольственной безопасности и борьбы с бедностью.
Данная программа позволит ввести 66,5 тыс. га новых орошаемых земель, на 51,08 тыс. га повысить водобеспеченность земель, 9,5 тыс. га земель перевести с машинного на самотечное орошение, на 50 тыс. га улучшить мелиоративное состояние земель.
В этой связи важно отметить один из главных стратегических объектов - Большой Чуйский Канал, который отвечает за обеспечение поливной водой огромные площади сельхозугодий по всей Чуйской долине.
Как отметил эксперт гидротехник Александр Тонких, «БЧК - крупный ирригационный канал. Трасса канала проходит по Чуйской долине от предгорной части реки Чу, северо-восточнее села Чым-Коргон, с востока на запад параллельно Западному Большому Чуйскому каналу. Горный участок ВБЧК как южный распределительный канал доходит до реки Ала-Арча. Головное сооружение ВБЧК рассчитано на пропуск воды до 350 м³/с. Общая протяжённость 100 км, орошаемая площадь 41 с половиной тысяч гектаров. Основная практическая направленность – обеспечение водой города, сёла и прилегающие к ним территории. В этой связи, значение Большого Чуйского Канала сложно переоценить. Он отвечает главным образом за обеспечение поливной водой многие гектары посевных площадей Чуйской области».
За последние годы эффективность БЧК падает с каждым разом всё больше. Так в чём же таится причина этого?
«Значительная часть забираемых вод в республике теряется при использовании. Причина потерь заключается в неудовлетворительном техническом состоянии ирригационных и водораспределительных систем, износе оборудования, применении несовершенных методов полива, большой рост ила в водоёмах и каналах. Сельскохозяйственное производство, основанное на орошаемом земледелии, является ведущим сектором экономики Кыргызстана и потребляет львиную долю воды, около 93%. Среди стран, где искусственно орошаются сельскохозяйственные земли, Кыргызстан занимает одно из лидирующих мест. Однако до сих пор отмечается неэффективное использование воды», - заявил эксперт.
Необходимо обратить внимание на существующие проблемы БЧК. Таких на данный момент накопилось довольно много. Прежде всего – это нерациональное использование и распределение воды в поливных целях, рост ила и его активное загрязнение. Всё это может негативно сказаться на водопользовании и орошении пахотных земель в Чуйской области.
Большой Чуйский канал – это уникальная водная артерия. Её нужно сберечь для будущих поколений.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий