• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ "Кабар": Урановое наследие ЦА: региональная угроза радиоактивного заражения

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В мае в Бишкеке прошло обсуждение проблем урановых хвостохранилищ в Центральной Азии, и итогов проделанной работы за последние годы. В частности, участники конференции обсудили состояние хвостохранилищ в ЦА и какую необходимо проделать работу для приведения их в безопасное состояние, а так же выработали рекомендации по практическим действиям на ближайшую перспективу. Основной же темой конференции стало обновление резолюции генеральной Ассамблеи ООН «О роли международного сообщества по предотвращению радиационной угрозы в Центральной Азии».

«Обновление Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, нацеленной на этап практических действий рекультивации урановых хвостохранилищ, даст основу для достижения осязаемый результатов в сфере радиационной и экологической безопасности, существенно усилит региональную мобилизацию и международную вовлеченность в комплексное решение проблем, через конкретные программы и проекты, обеспечивающие надежную защиту здоровья людей и охрану окружающей среды», - сообщил статс-секретарь МЧС Азамат Мамбетов.

История хвостохранилищ

Как известно, на территории Центральной Азии расположены многочисленные урановые и другие хвостохранилища, содержащие значительные объемы высокотоксичных урановых и других крайне опасных отходов. Урановое наследие Центральной Азии, как принято называть, это многочисленные захоронения радиоактивных отходов, шахты и отвалы от добычи ископаемых, они остались со времен Советского Союза на территории Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Состояние почти всех урановых хвостохранилищ значительно ухудшилось после закрытия несколько десятков лет назад уранодобывающих и перерабатывающих производств, и после развала Советского Союза, урановые хвостохранилища требующие значительные средства на обслуживание, стали настоящей головной болью Центрально-Азиатских стран. Оставшиеся бесхозными запечатанные урановые шахты и хвостохранилища со временем начали представлять угрозу для жизни и здоровья, как местного населения, так и экологии всего ЦА региона, в виду влияния на них природных катаклизмов, таких как землетрясение, сели или оползни.

По данным МЧС, согласно существующему государственному кадастру отходов горнорудной промышленности КР, на территории расположено 92 объекта с токсичными и радиоактивными отходами горнорудного производства.

Из них в ведении МЧС КР находятся только 33 хвостохранилища и 25 отвалов, с общим объемом отходов 11,9 млн. кубов. Из которых 6,2 млн кубов радиоактивные и 5,7 млн. кубов токсичные.

Самое большое количество хвостохранилищ находится в г. Майлуу-Суу, это 23 хвостохранилища и 13 горных отвалов с радиоактивными отходами объемом свыше 3 млн кубов. Это одно из крупнейших хвостохранилищ ЦА.

Кроме него на балансе МЧС КР находятся и другие радиоактивные хвостохранилища и отвалы:

- 3 токсичных хвостохранилища в п. Сумсар, объемом 4,1 млн кубов.
- 8 горных радиоактивных отвалов в п. Шекафтар, объемом 0,7 млн кубов
- 2 токсичных хвостохранилища в п. Советский, объемом 1,6 млн кубов
- 1 радиоактивное хвостохранилище в пгт. Каджы-Сай, объемом 0,4 млн кубов.
- 4 радиоактивных хвостохранилища и 4 рудных и горных радиоактивных отвалов в пгт. Мин-Куш объемом 2 млн кубов.

Многие из этих хвостохранилищ были закрыты в период с 1966 по 1973 годы.

Опасность, которую таят хвостохранилища

Имеющиеся риски от старых хвостохранилищ значительно возрастают ввиду близости расположения многих хвостохранилищ к населенным пунктам, к верховьям трансграничных рек, на участках чаще всего подверженных землетрясениям, сходу оползней и селей. Многие объекты вообще размещены в пределах населенных пунктов и в бассейнах трансграничных рек. Как сообщают специалисты в МЧС, при проектировании и заложении хвостохранилищ в советское время, не были учтены долгосрочные мероприятия по защите от действий природных процессов. С течением времени угроза возросла, и теперь в случае попадания радиоактивных отходов в реки, протекающие по Ферганской долине и выходящие на территорию соседних стран, может вызвать экологическое бедствие и настоящий гуманитарный кризис во всем ЦА регионе.

«Ситуация в Майлуу-Суу является яркой иллюстрацией неотложности проблем здравоохранения и окружающей среды в Центральной Азии. Это результат уранового наследия. Нынешняя ситуация неприемлема и нуждается в решении. Все планы, которые решат проблему, готовы и должны финансироваться международным сообществом. Это позволит немедленно приступить к работам. Жители этих регионов слишком долго ждали нашего ответа. Они справедливо просят международной поддержки для улучшения своей повседневной жизни», - заявила депутат европейского парламента Ривази, выступая на международной конференции в Бишкеке.

Депутат поделилась впечатлениями поездки непосредственно в Майлуу-Суу, где посетила местную больницу, сами хвостохранилища и пообщалась с местными жителями. По ее словам, у местных жителей наблюдается рост раковых заболеваний, кроме того растет число детей с врожденной аномалией.
«Я приехала сюда, чтобы воочию убедиться в данной проблеме и в дальнейшем убедить другую комиссию и депутатов Европарламента в необходимости принятия мер которые необходимо провести здесь», - сообщила Ривази.

Принимаемые меры

Говоря о ликвидации угроз от хвостохранилищ, Ривази указала на наиболее оптимальный сценарий, который заключается в полной очистке хвостохранилищ.
«Можно принимать краткосрочные меры, частичную реабилитацию, которая проводилась ранее построить предохранительные дамбы, чтобы хвосты не вышли в реки. Это только краткосрочные меры, в дальнейшем они опять потребуют работы подобно рода, чтобы в более менее привести в безопасное состояние. То, что я хочу сделать на уровне Европы, это долгосрочная мера, превентивная, она заключающаяся в том, чтобы перенести хвостохранилища и отвалы и очистить эту зону и информировать население», - заявила Ривази.

Во время Советского Союза, когда эксплуатировались шахты, строились защитные ограждения, таблички на которых было указано что ход запрещен, на сегодняшний день защитные ограждения разрушены, и люди выпасают скот и ходят по опасной территории, что представляет определенную угрозу. Коварство радиации в том, что она сама по себе не видна и ее невозможно почувствовать. Учитывая близость расположения хвостохранилищ к населенным пунктам, предложение депутата Европейского парламента вполне обоснованно. Учитывая то, что подобный опыт полной очистки от радиоактивного заражения в мире существует, например, при участии стран ЕС некоторые объекты в России были полностью очищены. Для привлечения внимания мирового сообщества была необходимо обновление резолюции 2013 года.

«Это очень важный вопрос. Этот вопрос будет поставлен на повестку дня 73 Генеральной Ассамблеи ООН, которая состоится в Нью-Йорке в сентябре месяце. Эта резолюция заключается в том, чтобы привлечь внимание мирового сообщества, она так же послужит основой для дальнейшего мероприятия, донорской встречи, которая пройдет в ноябре этого года», - сказала Ривази, и напомнила, что очень важно знать, где ранее эксплуатировались шахты, а именно подробную карту шахт. «Предоставление данных карт со стороны России будет свидетельствовать об открытости РФ к международному сообществу», - напомнила она.

Представитель Российской компании «Росатом» Анатолий Григорьев в свою очередь рассказал, что только подготовительные работы по созданию законодательной базы в рамках СНГ заняли более 10 лет, прежде чем стороны смогли приступить к практическим работам.

«В 2012 году было первое решение провести первый этап работ на разработку проектной документации. И уже сейчас РФ со странами ЦА работает на территории для того, чтобы реабилитировать эти хвостохранилища. Практика показывает, что самое главное, создание безопасных условий на радиационных опасных объектах. Сейчас мы с Кыргызстаном имеем проектную документацию и рабочую документацию и начали заниматься созданием безопасных условий для персонала и населения. Которые позволят рекультивировать объекты в Каджы-Сае и Мин-Куше», - сообщил Григорьев.

Он проинформировал, что на текший момент, первый этап финансирования составляет более 10 млн. долл. США. В перспективе же планируется, что будет выделено не менее 30 млн. долларов до 2022 года, чтобы окончательно реабилитировать объекты. При этом Григорьев признает, что самостоятельно решить проблемы урановых хвостохранилищ, ни в состоянии ни одна страна ЦА.

«Конечно, им надо помогать решать эти проблемы. Нами очень хороший документ принят, стратегический мастер-план, в нем конкретно расписаны все объекты, объемы необходимые для финансирования и мне кажется, нам следует на него ориентироваться и объединять все свои силы. Кроме того, в рамках СНГ «Росатом» ведет активные переговоры с ЕБРР, чтобы объединить свои возможности и решить эти проблемы», - сообщил Григорьев.

Решение властей

Правительства стран Центральной Азии, в сотрудничестве с мировым сообществом и донорами, работают над поиском эффективных мер для предотвращения угрожающей катастрофы. Неоднократно была продемонстрирована политическая воля в консолидированном и хорошо скоординированном решении этой острой региональной проблемы.

«В целях решения столь актуальной для всех нас проблемы, в последние годы совместными усилиями государств Центральной Азии осуществляется ряд проектов, направленных на снижение риска возникновения радиационно-опасных экологических катастроф и оздоровление экологической обстановки в районах расположения радиоактивных отходов. В реализации этих проектов практическую поддержку и действенную помощь нам оказывают Европейский Союз, ПРООН, МАГАТЭ, Европейский банк реконструкции и развития, госкорпорация «Росатом» и другие наши партнеры»,- сказал министр Н.Мирзахмедов.

Президентами Кыргызской Республики проблема экологии и хвостохранилищ в частности, неоднократно была обозначена в качестве одного из важнейших приоритетов в ходе их выступлений на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН (сентябрь 2010, 2012, 2017 гг.). Инициировано предложение о принятии Генеральной Ассамблеи ООН специальной резолюции по проблемам уранового наследия в ЦА (2012 г.), которая получила полную поддержку мирового сообщества и была принята в 2013 году. Эта резолюция позволила в кратчайшие сроки добиться существенного прогресса в технической подготовке к рекультивации урановых объектов, проведении исследований, оценки их воздействия на окружающую среду, создании конкретных механизмов финансирования и информирования местного населения в ЦА.

В 2017 году Кыргызстан вновь выступил с инициативой обновления Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.2013 года, с тем, чтобы выйти на новый этап действий по рекультивации урановых хвостохранилищ. Для решения данной проблемы по инициативе Кыргызской Республики состоялись ряд международных форумов по проблемам урановых хвостохранилищ в Центральной Азии. В данных форумах участвовали правителтсва всех стран ЦА, России, Европы, представители системы ООН, МАГАТЭ, ОБСЕ и другие. В ходе форумов подчеркивалась необходимость скоординированного решения этой острой региональной проблемы.

Всемирный банк провел рекультивацию двух наиболее опасных участков хвостохранилищ в Майлуу-Суу. Ряд организаций системы ООН, МАГАТЭ, ОБСЕ, НАТО и другие подготовили и реализовали серию проектов, связанных с изучением, разработкой рекомендаций по проблеме урановых хвостохранилищ.
Важным шагом в этом направлении стало то, что правительства РФ, КР и других стран СНГ, принимая во внимание угрозу возможных природных и техногенных катастроф, их глобальные последствия для жизни и здоровья большого числа людей и природной среды, в рамках принятых международных обязательств, утвердили Межгосударственную целевую программу «Рекльтивация территорий государств, подвергшихся воздействию уронодобывающих производств», в рамках которой будут рекультивированы два объекта в Кыргызстане (Каджи-Сай и Мин-Куш) и одно в Таджикистане (Истиклол).

Финансирование

Учитывая большое число хвостохранилищ в КР и в других странах ЦА, потребуется продолжение настойчивой работы по привлечению дополнительных финансовых и технических ресурсов для комплексного решения связанных с ними проблем как на национальном, так и на региональном уровне.

В тесном сотрудничестве с МАГАТЭ был разработан Стратегический мастер-план по рекультивации урановых наследных объектов ЦА в соответствии с Целями устойчивого развития, а так же Национальными стратегиями развития страны.

Очевидно, что только при условии значительной, целенаправленной и скоординированной помощи со стороны международного сообщества будет возможно решить комплекс проблем уранового наследия в регионе. Кыргызская Республика надеется, что благодаря усиленному вниманию и интересам ООН, МАГАТЭ и международного сообщества к данным проблемам удастся предотвратить экологические риски национального и регионального масштаба.

В этом году делегация ЕС посетила объекты уранового наследия Майлуу-Суу. Где была получена из первых рук о серьезности нынешней ситуации. ЕС и Норвегия уже выделили 16,5 млн и 600 тыс евро, соответственно, в специальный фонд для финансирования работ по рекультивации. Данный фонд находится под управлением ЕБРР. Но этих средств недостаточно. Дополнительная сумма в размере 70 млн. евро необходима для финансирования мероприятий по восстановлению в семи выявленных приоритетных участках в ЦА.

Усилия ЕС являются частью международной программы по восстановлению окружающей среды в ЦА. Эти усилия направлены на восстановление радиоактивных и загрязненных бывших урановых объектов. Планы направлены на смягчение рисков для окружающей среды и здоровья населения, с которыми сталкиваются люди, живущие вблизи этих объектов, а также для уменьшения трансграничного воздействия загрязнения.

Агентством по обращению с хвостохранилищами при МЧС КР проводится регулярный мониторинг и технический надзор за состоянием хвостохранилищ и горных отвалов.

Эти мероприятия включают в себя такие функции как: оценка состояния покрытий хвостохранилищ и инженерно-защитных сооружений, наличие выклинивания вод и фильтрацию, контрольные наблюдения за геотехническими маркерами, изменения мощности экспозиционной дозы гамма излучения. При изменении природных условий (интенсивные атмосферные осадки, резкое повышение температуры воздуха, паводки, сели и землетрясения) и антропогенных воздействий на хвостохранилища, проводятся аварийно-востановительные работы и дополнительные обследования с привлечением представителей соответствующих структурных подразделений МЧС, государственных органов, и органов МСУ.

Мирлан Киизбаев
ИАЦ «Кабар»

Фото: Eurasianet.org

Комментарии

Оставить комментарий