• 86.5
  • 91.43
  • 0.87
  • 0.17

ИАЦ "Кабар": Социальный статус учителей – реформы и стимулирование

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Одной из самых благородных и востребованных профессий на планете является профессия педагога. Но на сегодня в Кыргызстане остро стоит вопрос социального статуса учителя. Педагоги Кыргызстана получают относительно небольшой оклад и не имеют социальной защиты должного уровня. Заработная плата школьного учителя на сегодня варьируется в пределах 10-15 тыс. сом. Этих денег на жизнь не хватает. Если обратить внимание на заработную плату учителей, то за последние семь лет она повышалась дважды. Но после того, как были внесены изменения в порядок начисления зарплаты, некоторые учителя по сей день не могут до конца понять то, каким образом производится расчет, какая доплата идет за проверку тетрадей, за подготовительную и внеурочную работы, трудовой стаж и урочные часы. «Булан» институт, который занимается исследованиями проблем образования в Кыргызстане, в своем докладе о социальном статусе учителей описывает текущую ситуацию следующим образом: новые методы начисления заработной платы, введенные в 2011 году, не дают положительных результатов. В школах сокращается дефицит кадров, однако набор учителей, берущих меньшее количество часов, привел к сокращению зарплаты других педагогов. Хотя расходы на финансирование фонда оплаты труда учителей в 2017 году составили 14441,6 млн. сомов и Министерство финансов уверяет, что эта сумма в 3,7 раза больше, чем пять лет назад, зарплата учителей не повысилась в 3,7 раза.

По данным Министерства финансов КР, расходы республиканского бюджета на финансирование фонда оплаты труда учителей республики с 2013 по 2017 год выросли более чем в 3,7 раза и составили 14441,6 млн. сомов. Заработная плата учителей до 2011 года начислялась согласно ЕТС (Единой тарифной сетке) и составляла в 2010 году 3327,9 сомов. Таким образом, Министерство финансов уверяет, что зарплату подняли в 3,7 раза. Соответственно, возникает вопрос: почему подобная тенденция не отражается на размерах заработной платы учителей? К примеру, почему учителю, получавшему раньше 5 тысяч сомов, сейчас не выдают на руки в 3,7 раза больше, то есть - 19 тысяч сомов? Ищем ответ. Порядок начисления зарплаты по урочным часам дал возможность устроиться на работу в школу тем, кто сидит с детьми дома, а также тем, кто получил заочное образование и не имеет качественного педагогического образования и стажа. Они берут несколько часов. Новый порядок обусловил раздробление фонда зарплаты на большее количество учителей, что можно сравнить с булкой хлеба, предназначенной на одного человека, но теперь поделенной на несколько человек», - говорится в исследовании «Булан» института.

В исследовании также широко предоставлена информация о новой концепции начисления заработной платы учителям, где отмечается, что правительство страны приняло 19 января 2011 года постановление №18 «О введении новых условий оплаты труда работников образовательных организаций». В соответствии с данным постановлением, начиная с 1 мая 2011 года, введена новая система оплаты труда учителям, и изменяется концепция начисления их заработной платы. До 2011 года заработную плату школьных учителей начисляли по ЕТС (Единой тарифной сетке). Тогда учителя работали 18 часов на полную ставку и по ней получали зарплату. После того, как отменили Единую тарифную сетку, с 1 мая 2011 года зарплата учителей стала начисляться согласно урочным часам, т.е. по недельной нагрузке уроков. За каждый час работы начали выплачивать по 40 сомов – учителям со средним образованием, 45 сомов - тем, у кого диплом бакалавра и 50 сомов - выпускникам магистратуры.

Кроме вышеуказанных проблем, учителей беспокоит еще один немаловажный вопрос – это обеспечение доступным жильем. Вопрос важен и актуален еще тем, что многие молодые учителя не желают работать в регионах ввиду отсутствия жилья. А учителя столицы, проживающие на съемных квартирах, испытывают критическую нехватку денег по причине небольшого оклада. В Кыргызстане за последние годы наблюдается положительная тенденция строительства государственных домов для представителей силовых структур. И на этом фоне внимание учителям по-прежнему не уделяется. Вместо строительства домов для учителей государство запустило облегченную программу ипотечного кредитования. Но когда средний оклад учителя составляет 10-15 тыс. сомов, о каком вообще кредите можно говорить?

Касаясь престижа профессии «Учитель» и в целом состояния системы образования и ее проблем, экс-министр образования, доктор физико-математических наук, профессор Каныбек Осмоналиев отмечает, что сам факт возникновения вопроса о престиже работы учителя уже нонсенс.

«В 20-е годы прошлого столетия профессия учителя была одной из самых престижных. Учителя для общества были всем. Это настолько уважительная была профессия, что одним из почетных людей в селе был учитель. После распада Союза профессию учителя и образование в Кыргызстане девальвировали настолько, что на сегодня эта профессия ассоциируется с людьми из низких слоев населения. Все потому, что учителя в стране не имеют ни хорошего оклада, никакой социальной поддержки, у них самые маленькие пенсии и отсутствует какая-либо господдержка», - говорит он.

По словам Осмоналиева, поднять имидж профессии учителя и довести заработную плату до удовлетворительной отметки в нынешнем положении дел можно. Он считает, что просто на существующую проблему никто не желает обращать внимание, и вопрос реформ остается открытым.

«Для этого в первую очередь нужна политическая воля первых лиц государства. Далее необходимо выполнять все основополагающие нормы закона и ликвидировать коррупцию. Только радикальным методом и решительностью можно решить годами копившиеся проблемы в системе образования. На мой взгляд, есть необходимость рассмотрения социального статуса учителей на Совете безопасности, потому как образование – это одно из основ грамотного общества. А ныне мы наблюдаем тяжелую картину в самой системе. Но пока на сегодня правительство отделывается непонятными реформами. К примеру, та же политика по ипотечному кредитованию, внимательно посчитав все условия кредитования, можно понять, что для получения кредита нужно иметь оклад минимум в 30 тыс. сом, но ведь у нас учителя никогда такую зарплату не получают. Все это говорит о том, что нет эффективных мер по улучшению качества жизни учителя и поднятия престижа благой профессии», - заключил он.

Данный материал подготовлен для участия в конкурсе, объявленном Министерством образования совместно с Европейским Союзом – «Поддержка реформ в системе образования Кыргызстана». Через бюджетную поддержку Европейский Союз помогает правительству Кыргызской Республики продвигать реформы в области образования и достижения финансовой стабильности.

Аман Алымбеков
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий