Ни в одной стране мира энергетическая отрасль не является дотационной, она либо зарабатывает деньги, либо работает хотя бы в ноль. Исключение - это Кыргызстан, где после серии социальных и политический потрясений сектор энергетики поддерживается прямым бюджетным субсидированием. Увеличение тарифа, когда об этом заходила речь, всегда создавало повод для нестабильности и протестов. Революционные события 2010 года произошли как раз на одной из таких волн. И с тех пор, чтобы сдерживать тарифы, власти были вынуждены поддерживать жизнеспособность энергетики прямыми финансовыми вливаниями из казны государства.
С одной стороны, тарифы долгое время оставались на прежнем уровне, но с другой - из-за хронической нехватки ресурсов не ремонтировались сети и трансформаторные подстанции, не было возможности строить ГЭС и создавать новые генерирующие мощности. В результате мы получили то, что имеем сейчас: потребление электричества превысило объемы ее выработки, перегруженные сети отключаются, оборудование горит. Затянувшееся похолодание с заморозками ниже -20 градусов это наглядно продемонстрировало.
"Правительство субсидирует энергетику и держит тарифы, но так ли это хорошо?" – задается вопросом политолог Бакыт Бакетаев. «Долгое время отрасли выделяются деньги из бюджета, чтобы она совсем не остановилась. Но ведь субсидирование происходит за счет того, что вынужденно сокращается финансирование других направлений. Только через увеличение тарифа мы придем к тому, что правительству не придется вытаскивать деньги из других направлений.
То есть это отражалось на всем – строительстве дорог, школ и детских садов. А разве не нужны деньги на здравоохранение, на увеличение зарплат и пенсий? Но вопрос сдерживания тарифов стал политическим, на нем спекулировали, и все предыдущие президенты дотировали энергетику за счет сокращения финансирования других направлений, таким образом, они рассчитывались за свои предвыборные обещания и обыкновенный популизм», - полагает Бакыт Бакетаев.
Более того, как только энергетику разделили генерирующие станции и распределительные сети, вся система оказалась подвержена повышенным коррупционным рискам, так как в ней завелись многочисленные посредники в виде частных фирм-прокладок, которые покупали у государства электричество подешевле и перепродавали подороже. Большое количество желающих делать деньги из воздуха и привело к появлению серых схем, которые прозвали в народе «ширшовскими».
Как считает эксперт Бактыбек Саипбаев, президент Садыр Жапаров принял непростое решение, и сейчас важно обратить внимание не только на умеренное повышение тарифов. «Я бы обратил внимание не столько на повышение тарифов, сколько на ту реформу, которую намерен провести Садыр Жапаров. Дело в том, что все 30 лет независимости наша энергосистема существовала по «чубайсковской» модели. Зачем нужно было разделять генерирующие мощности от электрических сетей? Более того, туда ввели посредников, которые снимали сливки, не обновляя технику – трансформаторы и линии электропередач, пользуясь тем, что еще оставалось от Союза. Зачем вообще нужны эти посредники, когда все деньги должны идти напрямую в бюджет государства на развитие энергетики?! Но в итоге мы имеет то, что материально-техническая база в течение нескольких десятилетий практически не обновлялась. Поэтому и износ такой в системе - до 90% и более. Поэтому, когда наступают холода, мы имеем печальную картину, и надеемся, что авось пронесет.
Ситуацию нужно кардинально менять. Мы видели, что происходит. Эти истории с отвертками и плоскогубцами за астрономические деньги уже набили оскомину. В итоге несколько лет назад ТЭЦ Бишкека встала, оставив столицу без тепла в пик морозов. Это наглядно демонстрирует, что энергосистема не будет работать, если там что-то завязано на откатах. Ну и всех посредников, конечно, нужно вычищать, потому что их присутствие делает электроэнергию дороже. Нам нужна единая государственная энергосистема со своими собственными структурами, обслуживающими распределительные сети. Деньги они должны получать напрямую, прозрачно», - говорит Бактыбек Саипбаев.
Как отмечает эксперт, касаясь повышения тарифа, то, по его мнению, это давно назревшая необходимость. Население может спокойно оплачивать по 1 сому за 1 киловатт в час, и будет это делать, будучи уверенным в том, что деньги не разворовываются, не идут в карман посредникам, а направляются туда, куда нужно.
Схожего мнения придерживается общественный деятель Замир Абдыкадыров: «После повышения тарифов семья, живущая в многоквартирном доме с центральным отоплением и газоснабжением, в среднем будет платить за свет на 50-60 сомов в месяц больше. Я не вижу в этом проблемы, тем более, сейчас стоит вопрос о выживании энергетики в принципе. Если мы потеряем эту отрасль, мы потеряем все: рухнет экономика, и мы вернемся в каменный век».
При этом Абдыкадыров считает важным обратить внимание властей не только на посредников, но и на тарифную политику в отношении тех, у кого нет возможности отапливать жилье, кроме как электричеством. «Для них должен быть отменен этот унизительный лимит в 700 киловатт в месяц, после превышения которого цена одного киловатт-часа возрастает сразу в три раза. У нас достаточно таких многоэтажных домов, где нет отопления, горячей воды и газа, то есть все на электричестве. И в таких квартирах тоже проживают не самые богатые люди - врачи, учителя, милиционеры и военные. В лимит 700 киловатт им просто нереально вписаться. Пусть и они за весь объем потребления платят по 1 сому. Сейчас с них частные посреднические компании берут почти в 3 раза больше после превышения лимита. Этих посредников нужно убирать. Правительство должно быть последовательно и социально ответственно», - сказал общественный деятель.
В администрации президента и правительстве решения по поводу компаний-посредников уже принимаются. Их количество уже сокращено, по меньшей мере, в два раза. И власти обещают, что эта работа будет продолжена. Тем самым руководство страны демонстрирует, что государственный и социально значимый для страны сектор экономики не должен быть местом и средством для обогащения и обслуживания частных интересов. А это, по мнению экспертов, очень серьезный шаг на перспективу и развитие энергетики. А планы на этот счет заявлены очень масштабные.
ИАЦ «Кабар»
Кирилл Степанюк
Комментарии
Оставить комментарий