Доступность здорового питания для учащихся начальной школы в Кыргызской Республике является одной из важных проблем. Несмотря на заметное улучшение ситуации в период с 2014 по 2017 годы, доля семей с низкими доходами остается высокой. Такое положение вещей обусловлено, прежде всего, ростом цен на продукты питания и негативными последствиями мирового экономического кризиса, точнее второй его фазы, которая случилась в 2014 году.
Одним из факторов существующего статуса продовольственной безопасности является зависимость страны от чистого импорта. Так, импорт пшеничной муки составляет на данный момент около 36 % от внутреннего потребления, а цены на данную культуру остаются высокими.
Как отметила директор Новотроицкой средней школы Сокулукского района Галина Свиридова, «несмотря на сложности последних лет, ежегодно из республиканского бюджета выделяются средства на организацию школьного питания. Вопросам школьного питания уделяется серьезное внимание. Однако средние показатели охвата учащихся горячим питанием в общеобразовательных организациях республики пока незначительные».
Кроме того, согласно исследованию Министерства образования и науки Кыргызской Республики, несмотря на проводимые мероприятия, существующий уровень потребления пищевых продуктов в школах республики пока не в полной мере соответствует современным требованиям. Исследование ВПП ООН также гласит, что школьное питание не содержит достаточного количества белков животного происхождения (20 % от нормы) и не является хорошо сбалансированным по содержанию питательных веществ.
«Возможности улучшения общей структуры питания за счет повышения сбалансированности питания в образовательных организациях используются пока не в полном объеме. Анализ питания детей в общеобразовательных организациях показывает, что в меню питания недостаточно свежих овощей и фруктов, молочных и мясных продуктов», - заявила директор одной из школ Чуйской области Гульнара Садырбекова.
Глава айыл окмоту одного из сёл Чуйской области Улан Сагыналиев отметил, что «основные проблемы развития школьного питания относятся к сферам государственно-правового регулирования, производственного потенциала, производственно-экономических связей с сельским хозяйством и пищевой промышленностью, управления и мониторинга процессов развития».
Как пояснила директор школы Садырбекова, «текущее состояние школьного питания требует принятия и реализации ряда долгосрочных программных мероприятий, в том числе межведомственного и межотраслевого характера, направленных на решение важных социально-экономических задач развития школьного питания».
Без осуществления комплексных мер ситуация в сфере школьного питания будет ухудшаться, будет деградировать материально-техническая база общеобразовательных организаций, в том числе и столовых, для восстановления которой потребуются более существенные финансовые ресурсы.
Надо подчеркнуть, что с точки зрения здоровья, горячее школьное питание является необходимым условием для соблюдения здорового режима питания.
Кроме того, как заявила школьный врач средней школы им. З. Кайназаровой Малика Кудайбергенова, «своевременное и сбалансированное горячее школьное питание обеспечивает сокращение и профилактику алиментарно зависимых заболеваний, является способом сокращения количества детей с недостатком и избытком массы тела, повышения устойчивости организма к острым респираторным заболеваниям, увеличения доли детей с нормальным уровнем физического развития».
Дальнейшее развитие системы школьного питания может и должно состоять в том, чтобы стать основой социально-экономического развития страны, в том числе агропромышленного комплекса, и сопряженных институциональных преобразований.
Как отметила Гульнара Садырбекова, «необходимо придать такой статус развитию школьного питания, который впоследствии позволит не только обеспечить сдвиги в организации качественного и безопасного питания отдельных категорий жителей страны, но и придаст дополнительные стимулы для расширения производства и поставок продукции местного производства высокого качества».
Не стоит недооценивать важность сбалансированного школьного питания. Долгосрочные преимущества развития школьного питания включают повышение доступности и качества образования, улучшение здоровья и питания детей школьного возраста, усиление социального и экономического развития страны.
В начале текущего месяца стало известно, что Россия планирует выделить 10 млн. долларов на школьное питание в Кыргызстане. Об этом сообщила специалист по коммуникациям Всемирной продовольственной программы ООН в КР Ольга Ниязалиева.
Согласно информации, будет проведён пресс-тур в Новопокровскую школу №1 Ыссык-Атинского района, где обсудят планы России расширить поддержку программы школьного питания в Кыргызстане. Как ожидается, школу посетят министр образования и науки КР Гульмира Кудайбердиева, Посла РФ Андрея Крутько, страновой директор ВПП ООН в КР Андреа Баньоли и представители Института отраслевого питания, советника премьер-министра КР Юлии Калиниченко.
Также ожидается заявление официальных лиц о продолжении реализации проекта по оптимизации школьного питания и планах на ближайшие пять лет. Планируется посещение пищеблока, оснащенного современной техникой, школьной столовой, изучение и дегустация школьного меню, посещение участков пришкольного хозяйства, а также общение с учащимися, родителями и учителями школы.
Правильному школьному питанию в странах Европы и США уделяется огромное значение. Так, к примеру, Национальная программа школьных обедов в США была учреждена ещё в 1946 году для того, чтобы защищать здоровье и благополучие детей в стране и поддерживать внутреннее потребление питательной сельскохозяйственной продукции и других продуктов питания через оказание федеральной денежной и товарной поддержки для организации обедов, предоставляемых местными школами. Чтобы принять участие в Национальной программе, школы и учреждения должны дать согласие на предоставление питания, соответствующего определенным требованиям по питательным характеристикам, и выполнять требования данной программы, касающиеся ведения учета и отчетности. В среднем 30 млн. американских детей получают питание в рамках программы каждый учебный день, около 60% питания предоставляется бесплатно или по льготной цене.
Как видим из этого живого примера насколько важно детское школьное питание. Надо надеяться на то, что в обозримом будущем и в Кыргызстане школьному питанию и его качеству будет уделено должное внимание. Ведь как гласит прописная истина - в здоровом теле – здоровый дух.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий