Берут за душу и щемят сердце истории о детях, оставшихся на произвол судьбы. Мало, кто сможет понять, что значит потерять в один миг материнскую любовь и отцовскую заботу, потому что представлять или даже задуматься об этом уже видится жестоким испытанием. Но говорить об этом нужно, ибо личная драма маленького человека может со временем перерасти в трагедию общества.
Как известно, на сегодня в Кыргызстане под государственной опекой находятся около 14 тыс. несовершеннолетних детей, и только 4% из них являются круглыми сиротами. По стране действуют 145 государственных и частных учреждений интернатного типа, куда дети попадают в большинстве случаев по заявлению родителей или же по решению суда.
Прогрессивная часть мира в один голос утверждает, что такая организация опеки над детьми в сложной жизненной ситуации давно изжила себя, и время требует альтернативных путей реализации прав ребенка. В их числе наиболее эффективными считаются определение детей в родственные или же приемные семьи, а также передача на усыновление.
К аналогичной практике решил перейти и Кыргызстан, что с августа 2018 года при технической поддержке Европейского союза в республике началась работа по реформированию детских домов и интернатов. Разработать план действий в этом направление Кыргызстану помогают специалисты из Молдовы и Украины. Что они говорят?
Дорого и проблематично
Содержание детских домов и интернатов государству обходится довольно дорого и включает в себя как прямые, так и косвенные расходы. Если к первым относятся средства, необходимые на оплату налогов, питания и покупку личных вещей воспитанников, то ко вторым социологи относят ресурсы для раскрытия индивидуального потенциала каждого из ребенка.
Один из разработчиков плана по реформированию указанных учреждений в Кыргызстане Владимир Кузьминский рассказал, что косвенные расходы проявляются впоследствии утраты интересов к чему-либо. Ссылаясь на исследования международных специалистов, он пояснил, это отражается со временем низким уровнем IQ и высоким уровнем смертности среди детей, которые определены в социальные приюты. Причиной этому представляется недостаточность внимания со стороны ответственных лиц к хрупкой психологии молодых личностей.
По его словам, подобные исследования проведены 75 раз в 19 странах мира с участием 3 тыс. 888 детей. Одним из схожих результатов этих работ стало то, что уровень IQ целевой группы оказался на 20 пунктов ниже, чем у детей, воспитывающихся в семьях. В этой связи, после выпуска учреждения они сталкиваются с рядом трудностей при трудоустройстве и самореализации, что не могут преодолеть психологические барьеры как внутри себя, так и навязанные обществом.
Решением общественной проблемы, по мнению Кузьминского, может стать инвестирование в уязвимые семьи. Помогая им улучшить свое благосостояние, государство способствует укреплению института семьи и права ребенка на семейное окружение. Для этого социальным службам требуется помогать малообеспеченным семьям в трудоустройстве родителей, взять под контроль их моральное поведение, а также своевременно оказывать консультативную и психологическую поддержку.
Такой процесс на профессиональном языке, как указал Кузьминский, именуется гейткипингом (англ. gatekeeping, gate – ворота, keep – защищать). Эта система подразумевает прекращение «потока» детей в детские дома и интернаты путем предоставления альтернативных социальных услуг – оказания помощи уязвимым семьям, подготовки приемных семей, поиска усыновителей, а также объявления моратория на создание новых интернатов и детских домов.
Вторым ужасающим аргументом против действия социальных приютов, как было озвучено выше, выступает высокий уровень смертности как среди проживающих в них подростков, так и среди их выпускников. Доказательством этому негативному факту стало исследование российских специалистов, которое показало, что в России каждый 10 выпускник детского дома или интерната для осиротевших детей заканчивает жизнь самоубийством.
Сколько это в цифрах?
Детские дома и интернаты республиканского подчинения финансируются из бюджета страны. По данным общественного фонда «Лиги защитников детей» на содержание только одного учреждения ежегодно уходит до 15 млн. сомов. При этом, как отмечают в фонде, проверки не раз показывали о наличии «мертвых душ», которые приписывались к числу воспитанников для получения дополнительных средств.
Так, к примеру, Белогорская общеобразовательная санаторная лесная школа в Сокулукском районе близ Бишкека ежегодно получала из бюджета страны 5 млн. сомов. Но в результате проверки специалистами Министерства здравоохранения республики было выявлено, что в учреждении не было детей с диагнозом туберкулеза, то есть в нем не оказалось воспитанников, для которых оно предназначено. Данный факт стал известен только в октябре прошлого года.
«Только у шестерых детей были диагнозы «туберкулиновый вираж», все остальные были здоровы. Дети поступили по справкам с различными диагнозами: бронхит, перенесенные пневмонии и несколько детей с диагнозом плеврит с неуточненной этиологии», - рассказала президент общественного фонда «Институт детства» Нуржамал Джакубова.
Еще одним грубым фактом нарушения в деятельности интерната стало то, что дети туда были размещены по заявлению родителей. Согласно Кодексу о детях в детские дома интернатного типа, как проинформировала Джакубова, помещаются по решению суда.
По итогам проверки комиссией были вынесены рекомендации Министерству образования и науки: рассмотреть деятельность директора данного учреждения и преобразовать интернат в общеобразовательную школу. Ведомство рассматривает план организации на месте интерната детского оздоровительного санатория.
Аналогичный случай был выявлен в Октябрьском детском доме в Сузакском районе Джалал-Абадской области, куда дети были помещены по заявлению родителей, и в учреждении не было ни одного ребенка-сироты.
По данным заместителя Министра образования и науки Надиры Жусупбековой, приют на сегодня реорганизован в учебно-воспитательный комплекс, объединяя в себя детский сад и общеобразовательную школу. Кроме этого, туда были переведены учащиеся соседней школы имени Базарбаева, которая находится в аварийном состоянии.
Она отметила, что реорганизация интернатных учреждений в Кыргызстане могла бы решить проблему с нехваткой школ, но это представляется долгим и сложным процессом. Для начала необходимо решить вопрос с размещением детей, у которых нет близких родственников, и тех, кто помещен в приют по решению суда.
Как предлагают решить этот вопрос?
Вопрос об альтернативном размещении детей, оставшихся без присмотра, в рамках программы реформирования детских домов и интернатов, решают решить следующими путями:
Услуги на уровне общины
Этот путь ставит цель оказание помощи семье, чтобы та не отдавала ребенка в интернат. Например, отцов и матерей направляют на специальные курсы по решению семейных вопросов и разрешению конфликтов. Также они могут быть направлены на лечение алкогольной и наркотической зависимости или же получить помощь в трудоустройстве;
Опека и попечительство
Опека - определение ребенка до 14 лет, как правило, в семью родственников. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Лицо, осуществляющее обязанности опекуна, при достижении опекаемым 14 лет становится автоматически попечителем несовершеннолетнего;
Приемная семья или фостерная семья
Семья или отдельное лицо, которое берет на воспитание в семью, на свою жилую площадь от одного до четырех детей. В такие семьи устраиваются дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки. При этом, таким семьям от государства выплачивается определенное вознаграждение, но приемные родители не могут претендовать на имущество ребенка, а также не несут за него юридическую ответственность;
Усыновление или удочерение
Форма семейного воспитания детей, лишенных родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми;
Детский дом семейного типа (ДДСТ)
Семья или отдельное лицо, которое берет на воспитание не менее пяти детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. В семейный дом может быть взято на воспитание от 5 до 10 детей в возрасте до 16 лет. При этом, общее число детей, включая родных, усыновленных и подопечных, не должно превышать 12 человек.
При создании ДДСТ родителям-воспитателям местными властями предоставляется индивидуальный жилой дом или многокомнатная квартира, что оснащено необходимой мебелью, бытовой техникой и другим необходимым оборудованием.
С чего начали работу?
Программа по реформированию интернатных учреждений в Кыргызстане была утверждена еще в декабре 2012 года, а первый этап ее реализации был намечен на 2013-2018 годы. Техническая поддержка для этого ожидалась от Евросоюза, но из-за бездействия государственных ведомств и правительства Кыргызстана финансирование проекта было приостановлено.
Работа была вновь возобновлена после встречи президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова с гражданскими активистами в июле текущего года. По итогам обсуждения главой государства было поручено создать рабочую группу при аппарате президента, в состав которой вошли представители общественных организаций, экспертного сообщества и государственных органов.
Таким образом, созданная рабочая группа разработала поэтапную программу по реформированию детских домов и учреждений интернатного типа, которая займется решением поставленной задачи в рамках проекта «Создание благоприятной семейной среды для детей Кыргызской Республики».
На ближайшие три года поставлена задача реорганизовать два учреждения: Ак-Сууйский детский дом на Иссык-Куле и Специализированный центр реабилитации детей и семьи города Бишкек (СЦРДС - дом малютки). Они являются одними из 17 учреждений, выделенных правительством для проведения целенаправленных действий по оптимизации.
На сегодня Министерство труда и социального развития занимается созданием специальных служб в районных отделениях, сотрудники которого будут работать по двум направлениям:
Подготовка приемных/фостерных семей
Курс обучения приемных родителей составляет 72 часа. За последнее время специалистами министерства были подготовлены 128 семей, из которых только 85 говорят о готовности взять на себя ответственность. До этого с 2015 года обучение прошли 36 фостерных родителей, но только восемь приняли в свою семью детей из социальных учреждений.
В целях стимулирования родителей к ответственному подходу в воспитании приемных детей из бюджета страны ежегодно выделяются 2,5 млн. сомов, которые идут на оплату заработной платы приемных родителей и выдачу пособий для детей. Так, сумма социальных выплат на содержание ребенка составляет 6 тыс. сомов ежемесячно и такая сумма выплачивается родителям за их труд.
В дальнейшем, как отметили в министерстве, рассматривается вопрос о повышении суммы выделяемых средств. Экспертная группа по разработке программы реформирования предлагает закрепить ежемесячную сумму вознаграждения приемным родителям в полуторном размере прожиточного минимума и двойной размер – на личные нужды ребенка.
Размер вознаграждения при наличии двух и более детей увеличивается еще на 10%, а оплата на содержание ребенка выплачивается фиксировано и одинаково для всех детей (два прожиточных минимума). При этом, сумма выплат может отличаться в зависимости от возрастной категории ребенка. К примеру, по данным Национального статистического комитета за III квартал 2018 года размер прожиточного минимума составил:
- 2 тыс. 493,9 сомов для детей от 0 до 7 лет;
- 2 тыс. 958,49 сомов для детей от 7 до 14 лет;
- 3 тыс. 179,12 сомов для детей от 14 до 18 лет.
Видео из х/ф Сергея Бондарчука «Судьба человека»
ИАЦ «Кабар»
Нуркыз Сабырова
Комментарии
Оставить комментарий