ИАЦ "Кабар": Роль медресе в современном обществе - статус неофициальный

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, выступая 15 ноября 2018 года на II международной конференции «Ислам в современном светском государстве» отметил о возникновении необходимости обеспечить все уровни религиозного образования, соответствующего будущему развитию нашего общества.

«В качестве примера можно привести то, что впервые в Кыргызстане имамов начали привлекать к получению дополнительного образования. Исламский колледж начал внедрять учебные стандарты, соответствующие требованиям Госстандарта, под контролем министерства образования, что также является примером, достойным поддержки. Медресе, исламский колледж, исламский институт, исламский университет должны стать соответствующими ступеньками единой образовательной системы. В будущем необходимо создать Исламскую академию, деятельность которой будет под контролем государства», - говорил тогда Президент С.Жээнбеков.

На сегодня по сообщению Духовного управления мусульман Кыргызстана, в стране действуют 105 функционирующих медресе, всего зарегистрировано 115. В среднем в медресе страны обучаются около 8 тыс. учеников и ежегодно оканчивают примерно 1 тыс. 500 человек. По уставу ДУМК на обучение в медресе берут после окончания 9 класса. Несмотря на их количество, в настоящее время медресе не имеют официального статуса и испытывают нехватку правового обеспечения. Если говорить более детально, то выпускники не могут получить аттестат государственного значения о среднем образовании, вследствие чего окончившие медресе не всегда могут поступить в высшие учебные заведения.

Как рассказал агентству «Кабар» глава религиозных учебных заведений Духовного управления мусульман КР Аким ажы Эргешов, выход из сложившийся ситуации они находят следующим образом - «учащиеся медресе параллельно поступают в светские школы на вечерние курсы обучения. Таким образом, получив аттестат вечерний школы, дальше идут обучаться в ВУЗ».

«Медресе официально ни чем не подкреплены, мы выпускникам выдаем собственный диплом Духовного управления мусульман КР. Далее наши выпускники могут работать в сфере религии, теологами, экспертами и так далее. Выпускники медресе не могут получить общереспубликанский аттестат о среднем образовании, соответственно не могут поступить в ВУЗы. Чтоб наши ученики не остались без высшего образования, мы параллельно обучаем их на вечерних курсах обучения. На практике – это достает немало хлопот и отнимает много времени», - говорит он.

Касаясь аттестации медресе, Аким ажы Эргешов отметил, что они не раз обращались в соответствующие органы с просьбой решить вопрос статуса медресе. Но по его словам, процесс по-прежнему не сдвигается с мертвой точки. Кроме того представитель ДУМК сообщил, что в стране ожидается рассмотрение закона, согласно которому школьники должны отучиться до 11 класса и только потом могли получить документ об образовании. «Все дело в том, что мы в медресе принимаем после окончания 9 класса. По действующему закону, школьники после окончания 9 класса сами могут выбирать дальнейший вид обучения, то есть поступить в техникумы или в медресе. Но по новому закону, который предлагают, школьников этой возможности хотят лишить. Соответственно после окончания 11 класса, в медресе школьники поступить уже не смогут, да и процесс обучения будет сложным. Поскольку восприятие у ребенка меняется», - заключил он.

Кроме того представитель Духовного управления мусульман КР подчеркнул важность получения религиозного образования в современном мире, ввиду актуальных вызовов которые стоят перед молодежью.

«На сегодня я с полной уверенностью могу сообщить, что ни один из учащихся или же получивших образование в медресе молодежи, не уехал воевать в Сирию, или же вступил в ряды деструктивных организаций. Это говорит о том, что в медресе молодежь получает качественное религиозное образование, опираясь на которое молодежь может выстоять перед стоящими угрозами», - заключил он.

В свою очередь директор Булан института Чолпон Орозобековой сказала, что в 2014 году Советом безопасности была принята концепция «О государственной политике в религиозной сфере и реформировании религиозных учебных заведений». В рамках концепции планировалось провести ряд важнейших шагов по совершенствованию религиозного образования в Кыргызстане, в число которых входят и медресе.

«За 25 лет в Кыргызстане совсем не уделялось внимания медресе. Принятая концепция о реформировании религиозных учебных заведений в 2014 году Советом безопасности, стало переломным и власти открыто начали говорить о проблемах медресе, об их официальном статусе. Но на сегодня мы видим, что планы концепции реализуются не так быстро. Ученики и выпускники по окончанию медресе сталкиваются с тупиковой ситуацией, поскольку им не выдаются аттестаты и дипломы государственного значения. Так, после окончания медресе они не знают куда дальше идти», - сказала она.

Между тем, экс-министр образования, доктор физико-математических наук, профессор Каныбек Осмоналиев считает, что проблема медресе в Кыргызстане превратили в профанацию.

«Я о проблемах медресе говорю уже 11 лет. Как бывший министр образования и директор госкомиссии по делам религий скажу так - в Кыргызстане необходимо создавать общеобразовательный, специализированные лицеи исламской направленности по аналогу Турции. И вот таких лицеев для страны, где более 80% мусульман, достаточно штук 5. Тогда и все существующие вопросы сами по себе снимутся. А выпускники смогут получать аттестат и дальше поступать в любой ВУЗ. Между тем, на сегодня в стране насчитывается более 100 медресе. В Узбекистане, где население более 33 млн. медресе насчитывается примерно 10. Так о какой аттестации и государственном статусе может идти речь?», - говорит К.Осмоналиев.

Далее, по словам эксперта, на сегодня все стороны, начиная от Правительства и Духовного управления мусульман, довели медресе до такого состояния, что и пожинают свои плоды.

«А в идеале, медресе – это благое учебное заведение, где обучают высшим канонам ислама, а выпускники его должны считаться выдающимися теологами, экспертами. Сегодня же, медресе превратилось в кормушку для одних, а для других предметом пожертвования. Таким образом, такое благое учение оказалось в тупике, чего конечно не стоило допускать», - заключил собеседник.

Аман Алымбеков
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий