ИАЦ «Кабар»: Развитие транспортной инфраструктуры в КР

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Несмотря на высокую затратность реабилитации, создания, и эксплуатации инфраструктурных объектов, процесс развития транспортной системы является важным источником экономического роста и имеет значительный потенциал для создания новых рабочих мест и сокращения бедности.

Так что же такое транспортная инфраструктура?

- Транспортная инфраструктура - система коммуникаций и объектов городского и внешнего пассажирского и грузового транспорта, включающая улично-дорожную сеть, линии и сооружения внеуличного транспорта, объекты обслуживания пассажиров, объекты обработки грузов, объекты постоянного и временного хранения и технического обслуживания транспортных средств.

Как заявил эксперт в области транспортной инфраструктуры Сергей Головань, «в течение нескольких последних лет в Кыргызстане все виды транспорта функционировали бесперебойно и способствовали в целом удовлетворению потребностей экономики и населения в данном виде услуг. Подобная картина существует, по сей день. Отметим, что в последние годы автодороги страны стали капитально ремонтироваться. Производится ремонт железных дорог. Увеличивается объём в области грузопассажирских перевозок в авиации».

Автомобильные дороги

Автомобильные дороги являются важнейшим звеном единой транспортной системы инфраструктуры экономики Кыргызской Республики. На долю автомагистралей приходится основной объем перевозок грузов и пассажиров. Проложенные через многочисленные перевалы, они являются единственными транспортными путями, соединяющими экономические районы, разделенные горными хребтами. В Кыргызстане давно сложилась опорная сеть автомобильных дорог, которая связывает все регионы и области республики и обеспечивает выход в соседние страны Центральной Азии и далее - в Россию и европейские страны, а также в КНР и транзитом в Пакистан и в Индию.

«Общая протяженность автомобильных дорог составляет более 34 тыс. км, из них около 19 тыс. км являются дорогами общего пользования. Из общей сети автодорог большое значение в функционировании экономики имеют магистральные дороги международного значения. В результате постоянного расширения и совершенствования экономических связей страны нагрузка транспортного потока по автодорогам значительно увеличилась. Практически вся сеть дорог осталась открытой для проезда всех типов автомобилей из государств ближнего и дальнего зарубежья», - рассказал эксперт.

Но приходиться констатировать тот факт, что техническое состояние автомобильных дорог общего пользования республики по-прежнему находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Особенно плохи автодороги в регионах. И на это стоит обратить особое внимание особенно в этом году, который был объявлен Президентом КР Сооронбаем Жээнбековым как Год развития регионов. Основной целью развития сети автомобильных дорог республики должно стать обеспечение устойчивого автомобильного сообщения между всеми населенными пунктами, приведение дорог в соответствие с международными техническими требованиями. Ещё одна немаловажная задача, которую стоит безотлагательно решить - необходимо заняться вплотную разработкой стратегии развития автомобильных дорог. Нужно создать механизмы обеспечения достаточного технического обслуживания дорожной сети и частичного ее улучшения. Не будем забывать, что автомобильные дороги играют первичную роль во всей транспортной инфраструктуре Кыргызстана.

Железные дороги

Немного истории. Строительство и развитие железной дороги Кыргызстана осуществлялось поэтапно. Участок железной дороги «Луговая – Пишпек» сдан в эксплуатацию в 1924 году, согласно проекта строительства Туркестано - Сибирской железной дороги.

Как рассказал главный инженер ГП «НК «Кыргыз темир жолу» Николай Лиличенко, «так, участок «Кувасай - Кызыл-Кия» был завершен в 1929 году. «Пишпек – Фрунзе» - в 1930-м, «Фрунзе - Кант», «Джалал - Абад - Кок - Янгак», «Кара - Суу - Ош» - в 1932 году, «Уч – Коргон - Таш-Кумыр» - в 1936-м, «Кант – Токмак» - в 1941-м, а «Токмак – Быстровка» - в 1942 году».

«Первый поезд на станцию «Пишпек» прибыл 8-августа 1924 года. Трудящиеся Кыргызстана радостно приветствовали это выдающееся событие. Примечательно это было еще и тем, что поезд состоял из двухосной теплушки для поездной бригады, классного пассажирского вагона с гостями - членами только что образованного правительства Кара - Киргизской Автономной области, образованной в результате национального размежевания народов Средней Азии», - отметил Лиличенко.

Но время на месте не стоит и с тех пор железные дороги страны успешно развивались, а в перспективе должны достигнуть максимальной эффективности. Так в частности, переговоры по строительству железной дороги из Китая в Узбекистан через Кыргызстан находятся в активной фазе переговоров. Об этом рассказал министр иностранных дел КР Эрлан Абдылдаев. Узбекистан, Кыргызстан и Китай практически договорились о параметрах строительства совместной железной дороги, сообщает интернет-ресурс Podrobno.uz. «Мы провели уже несколько раундов встреч, как на рабочем, так и министерских уровнях. В настоящее время уже предварительно определен маршрут, продолжаются переговоры по определению колеи. Также предварительно имеется понимание по направлениям финансирования данного проекта», - рассказал порталу Podrobno.uz заместитель председателя правления «Узбекистон темир йуллари» Акмал Камалов. По его словам, ближайший раунд переговоров пройдет в Бишкеке. В целом, как заметил Камалов, стороны должны в ближайшее время определить все детали проекта.

«Уже есть предварительное технико-экономическое обоснование проекта. Специалисты сейчас детально определяют количество туннелей, мостов и других искусственных сооружений. На следующей встрече планируем более детально обсудить весь проект, период начала строительства, подрядчиков и субподрядчиков», - рассказал представитель узбекских железных дорог.

Напомним, что ранее новый генсек ШОС Владимир Норов назвал поддержку проекта по строительству железной дороги Узбекистан - Кыргызстан - Китай одним из приоритетов организации на ближайшую перспективу. Новая железная дорога даст возможность осуществлять перевозку грузов из Китая через Кыргызстан и Узбекистан в страны Восточной Европы и Ближнего Востока. Она станет одним из самых кратчайших маршрутов транспортировки китайских грузов в ЕС. Согласно предварительным параметрам проекта, сокращение пути из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы составит порядка 900 километров, а сроки уменьшатся на 7 - 8 суток. Кроме того, строительство обеспечит развитие транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии, предоставит им удобный выход к портам Персидского залива и Тихого океана, обеспечит стимулирование освоения и использования природных ресурсов стран региона.

Воздушное сообщение

Авиационный транспорт является перспективным и приоритетным видом транзитных перевозок для Кыргызстана, который находится в центре Трансевразийского сообщения. Кроме того, Кыргызстан находится в центре двух направлений воздушных сообщений: между Европой и Японией, а также между Юго-восточной Азией и Россией, далее к восточному побережью США. Использование аэропорта «Манас» как связующего звена для двух воздушных направлений в качестве транзитной базы с целью дозаправки самолетов, хранения грузов на карго терминалах - это настоящее и будущее, перспективное направление развития не только воздушного транспорта страны, но и всей экономики в целом.

Как рассказала специалист в области авиасообщений Жыпара Исмаилова, «роль и значение авиаперевозок, как гражданской, так и грузовой авиации для нашей страны, конечно же, важна. Не секрет, что для нас, как горной страны, не имеющей выхода к океану, авиация имеет значительное влияние для развития экономики в целом».

Далее эксперт привела некоторые цифры:

«За пять последних лет количество обслуженных рейсов ОАО «Международный аэропорт «Манас» увеличилось на 5 тысяч 623, или 21%. За 2017 год аэропорт обслужил 21 тысячу 956 рейсов. Это на 3 тысячи 327 рейсов, или 11,6%, больше, чем в 2016-м. При этом большая часть из них - международные (21 тысяча 6 рейсов). Объем перевозок по внутренним направлениям составил 10 тысяч 950 рейсов. В 2017 году через ОАО «Международный аэропорт «Манас» прошло 3 миллиона 586,3 тысячи пассажиров. По сравнению с 2016-м показатель вырос на 16,3%. При этом через аэропорт «Манас» прошло 2,1 миллиона пассажиров, через аэропорт «Ош» - 1,3 миллиона пассажиров. Значительно выросли и показатели перевозки грузов. В 2017 году в аэропортах компании обработано 30,9 тысячи тонн грузов. По сравнению с 2016-м показатель вырос на 21,9 процента», - отметила Исмаилова.

«Показатели хорошие. Но они и должны быть таковыми. Это закономерность. Но при этом, мы не должны радостно рапортовать и успокаиваться хорошими показателями. Значение авиации для страны огромное. А потенциала практически нет. За красивыми цифрами кроется и ряд проблем, которые надо устранять. В развитии гражданской авиации, имеется ряд существенных проблем, таких как: высокая цена на авиабилеты и малое количество направлений (перевозки слишком дороги для значительной части населения и предприятий); отсутствие производственных мощностей аэропортов; устаревший (можно даже сказать ветхий) воздушный парк самолетов; недостаточный парк спецтехники, перронной механизации и автотранспортных средств (инфраструктуры); слабая управляемость деятельностью гражданского авиакомплекса», - подчеркнула специалист.

«Если смотреть на глянцевые рапорты руководства ОАО «МАМ» о том, что ведется реконструкция региональных аэропортов, без ретуши, то становится очевидным, что они на сегодня не являются объектами инвестиционных вложений, в силу своей нерентабельности. Даже расширив площадь аэровокзала, и открыв в них суперсовременные комнаты отдыха, ясно, что они будут пустовать, если нет пассажира. Еще раз добавим, что дороговизна авиабилетов вынуждает искать альтернативный и дешевый транспорт. Авиакомпании не заинтересованы запускать пустые рейсы», - рассказала Жыпара Исмаилова.

«Но вместе с тем, конечно же, рисовать всё в мрачных тонах не следует. Видно налицо и улучшения в главной гавани страны - аэропорте «Манас». Расширение аэровокзала, создание условий для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья, создание комфортных условий авиапассажирам. Но это малая толика, которая, к сожаленью, не решает всей глобальной задачи», - отметила эксперт.

По словам Председателя правления ОАО «МАМ» Эмира Чукуева «ставятся большие задачи - это повышение авиационной доступности и интеграция в мировую воздушно-транспортную систему». Ожидается, что после всех проведенных улучшений к нам снизойдет небесная благодать в виде увеличения географии полетов, увеличении пассажиропотока и грузоперевозок, повышение статуса и привлекательности аэропортов.

«Но как это зачастую бывает, для воплощения всех поставленных целей и задач, необходимы колоссальные государственные вложения и поддержка, повышение профессионального уровня», - подытожила Исмаилова.

ИАЦ «Кабар»
Антон Кубицкий

Комментарии

Оставить комментарий