• 86.96
  • 91.03
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ "Кабар": Проект «Таза Коом». Плюсы и минусы для бизнеса

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В последние несколько месяцев Правительство Кыргызстана прилагает серьезные усилия, направленные на реализацию проекта «Таза Коом».

Проект «Таза Коом» преследует основную цель - облегчить жизнь граждан Кыргызстана. Наряду с этим, в рамках проекта планируется перевести принципы взаимодействия бизнеса с государством на цифровой, онлайн-формат.

Принимая во внимание шаги Правительства Кыргызстана по переводу бизнеса на цифровой формат агентство «Кабар» обратилось к представителям аналитического центра «БизЭксперт», чтобы узнать о том, какие плюсы и минусы видит бизнес в проекте «Таза Коом».

Так по мнению старшего аналитика АЦ «БизЭксперт» Гульнур Чекировой однозначно сказать какое отношение предпринимателей Кыргызстана к проекту «Таза Коом» невозможно, ввиду того, что официальный опрос не проводился.

«У определённого круга предпринимателей есть надежды на «Таза Коом», как на возможность сделать регулирование предпринимательской деятельности более прозрачным и как следствие снизит коррупционные риски. Бизнес ожидает, что автоматизация процессов приведет к сокращению административной нагрузки и ускорению бизнес-процессов, что непосредственно скажется положительно на издержках предпринимателей»,- говорит она.

В своем объяснении относительно того, что получит бизнес от реализации данного проекта Г.Чекирова привела наиболее важные потенциальные выгоды. Однако она отметила, что бизнес-сообщество получит эти самые выгоды при условии, если качество исполнения будет соответствовать плановым установкам.

Так по словам старшего аналитика «БизЭксперт» бизнес получит следующие выгоды:

1.Возможность получения государственных услуг удаленно посредством электронных площадок позволит сократить издержки бизнеса, а полученная экономия будет направлена на развитие бизнеса;
2.Раскрытие данных по лицензионно-разрешительной деятельности позволит минимизировать возникновение коррупционных схем в отношении предпринимателей со стороны органов, которые ведут лицензионно-разрешительную деятельность;
3.Раскрытие информации о сетях инженерно-технического обеспечения существенно снизит издержки бизнеса на коррупционные платежи в пользу государственных органов, которые выдают технические условия;
4.Раскрытие информации о лицензионно-разрешительной деятельности в здравоохранении откроет возможности для притока инвестиций в отрасль;
5.Открытие доступа к нормативно-техническим документам существенно сократит издержки бизнеса на поиск, приобретение неформальным путем нормативно-технической документации, а также предотвратит ошибки и убытки, которые могли бы возникнуть ввиду отсутствия технической документации;
6.Раскрытие информации о рынках раскроет инвестиционный потенциал страны и обеспечит отраслевую диверсификацию, а также даст толчок развитию депрессивным территориям страны;
7.Открытые реестры и базы данных позволят сократить операционные издержки предпринимателей, а также повысит эффективность принятия управленческого и инвестиционного решения;
8.Автоматизация бизнес-процессов и создание специализированных сервисов для потребностей бизнеса снизит операционные издержки и даст новые возможности реализации коммерческого потенциала предприятий;
9.Открытые данные о жизнедеятельности государства, ее потребностях позволит разработать новые товары и сервисы, как предпринимательская инициатива.

Отвечая на вопрос относительно того, видит ли она какие-либо проблемы с позиции бизнеса в реализации проекта «Таза Коом», Г.Чекирова отметила, что исполнение – это одно из главных проблем эффективности в Кыргызстане. А также то, что качество исполнения на сегодняшний день беспокоит не только бизнес-сообщество, но и население. «Исполнение, как часть жизненного-цикла любого проекта упирается в мониторинг и оценку, который пронизывает весь процесс реализации проекта. В 2015 году Постановлением Правительства Кыргызской Республики №139 был утвержден Порядок проведения мониторинга и оценки эффективности нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики. Промониторив официальные вебсайты 12-ти министерств Кыргызстана, мы обнаружили, что ни одно министерство не исполняет Постановление, что демонстрирует несостоятельность исполнительного аппарата в стране», - сообщила она.

По этой причине Г.Чекирова обратила внимание на необходимость Правительством КР обратить внимание на обязательный мониторинг и оценку проекта, которая должна иметь публичный характер.

Относительно конечного эффекта, который получит бизнес от реализации данного проекта и будет ли снижена бюрократия, упрощено ведение бизнеса, а также снизится ли коррупция, старший аналитик «БизЭксперт» говорит, что согласно данным исследования по оценке экономического эффекта открытых данных для предпринимательской деятельности, которое было поддержано Фондом «Сорос-Кыргызстан», прямой эффект от раскрытия данных и информации будет следующим:

На сегодняшний день предприниматели и государство несут следующие потери по причине отсутствия доступа к информации:

1.Строительные компании города Бишкек теряют 2,3 млрд. сомов ежегодно по причине отсутствия доступа к информации о сетях инженерно-технического обеспечения;
2.Грузоперевозчики Кыргызстана по причине отсутствия информации о разрешениях на транзитный проезд через территорию иностранных государств вынуждены покупать по завышенной цене и тем самым несут издержки в размере 735 млн. сомов в год;
3.Отсутствие единого реестра субъектов предпринимательства накладывает на каждую торговую площадку нести более 197 тыс. сомов в год издержек для поиска клиентов, поставщиков и партнеров;
4.Торговые компании города Бишкек теряют 1,5 млрд. сомов ежегодно на поиск и подбор клиентов, бизнес-партнеров и поставщиков по причине отсутствия единого реестра субъектов предпринимательства;
5.Государство по причине роста издержек предпринимателей сектора строительства и грузоперевозок теряют поступления в бюджет в виде налоговых доходов в размере 284,5 млн. сомов каждый год.

Отсутствие доступа к информации, по словам старшего аналитика «БизЭксперт» также не дает реализовать инвестиционный потенциал экономики страны.

1. Например, Кыргызстан может привлечь инвестиции в одну только сферу репродукции в здравоохранении от 100 – 278 млн. долларов США.
2. Частные родильные клиники имеют потенциал создавать доход в размере 19 млрд. сомов в год.
3. Государство может пополнить свой бюджет посредством налоговых доходов от сферы здравоохранения на сумму 3,9 млрд. сомов в год, что составляет 2,5% государственного бюджета.

«Эффект от раскрытия данных и информации будет ежегодно расти, так как стремительные темпы развития технологий заставляют предпринимателей Кыргызстана конкурировать с иностранными предпринимателями, у которых доступ к информации существенно выше», - считает Г.Чекирова.
По ее словам, согласно международному рейтингу 115 стран по открытости данных «Open Data Barometer» в 2016 году Кыргызстан занял 87-ое место. Среди стран, импортирующих в Кыргызстан, самые лучшие показатели у США – 4-ое место, Германия – 4-ое место, Россия – 25-ое место, Турция – 40-ое место, Украина – 44-ое место, Казахстан – 59-ое место, Китай – 71-ое место.

«Чем выше рейтинг раскрытия данных и информации в стране, тем выше уровень благосостояния населения», - отмечает Чекирова.

Относительно мультипликативного эффекта от реализации проекта «Таза Коом» в целом для бизнеса и общества по словам старшего аналитика «БизЭксперт» безусловно имеется и состоит он из 2-х составляющих: косвенный и индуцированный. «В каждой отрасли свои эффекты можно рассчитать. Косвенный эффект может быть существенно выше прямого, т.к. он покрывает все смежные сферы. Рассмотрим на примере народного ремесленничества, статистика по которой ведется неполноценно, не говоря об их открытости.

Прямой эффект от народного ремесленничества в национальную экономику составляет 106,4 – 28 665,3 млн. сомов, косвенный эффект от народного ремесленничества насчитывает 86,1 млн. сомов, индуцированный эффект данного вида деятельности составляет 60,6 – 16 333,55 млн. сомов ежегодно. Этот вклад можно нарастить при раскрытии данных и информации в сфере туризма и народного ремесленничества», - говорит она.

По оценкам международной консалтинговой компании «McKinsey» (МакКинзи), отмечает Гульнура Чекирова, мировой экономический эффект от внедрения открытых данных в различных отраслях составляет 3–5 трлн. долларов в год и до 2020 года объем информации возрастет в 4,4 раза.

Эрмек Абдрисаев
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий