• 87
  • 90.44
  • 0.86
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Почему не решаются проблемы на кыргызско-таджикской границе

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

На кыргызско-таджикской границе периодически возникают конфликты. Чаще всего это происходит как между местными жителями, так и между пограничными ведомствами двух стран. Причиной таких конфликтов является неуточненные и неописанные линии границ между двумя странами. Кыргызстан не раз высказывал протест ползучей экспансии, когда жители соседней республики стараются расположиться поближе к границе Кыргызстана, а зачастую и располагаются уже внутри страны, что дает им более выгодные условия для торговли. На протяжении долгих лет власти Кыргызстана лояльно относились к братскому, южному соседу, закрывая глаза на подобные проявления, однако неуточненные, неделимитированые и недемаркированные границы создают все больше проблем на южных рубежах нашей республики.

Не так давно глава ГКНБ Камчыбек Ташиев в рамках работы межправительственной кыргызско-таджикской комиссии по делимитации и демаркации государственных границ сообщил о предложении таджикской стороне по обмену участками и уточнению границ. В частности Камчыбек Ташиев озвучил предложение по обмену анклава Ворух на соответствующий размером участок в других приграничных районах, что значительно снизило бы уровень приграничных проблем.

Более того, Ташиев предложил измерить границы анклава «Ворух». "Мы на законном основании измерим границы анклава, и он больше не будет расти. Готовы дать дорогу в обход села Ак-Сай", - сказал он.

Второе еще жестче. "Мы готовы обменять анклав Ворух. Если они нам оставят эту территорию анклава в 12 тыс. га, мы готовы дать 12 тыс. га в других районах Баткенской области - Лейлекском и Баткенском. Мы даже дали перечень этих участков. Но пока таджикская сторона не ответила», - сообщил Ташиев.

Официальные власти Таджикистана хранят молчание, однако бывший министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи в своем посте, комментируя предложение главы ГКНБ КР, высказался нелестно о нем, переходя на личности и в оскорбительном тоне отзываясь о внутренних политических процессах Кыргызстана. Такого рода высказывания как минимум некомпетентны для чиновника такого высокого ранга, хоть и бывшего.

Камчыбек Ташиев отреагировал на выпад бывшего таджикского чиновника в социальной сети, подчеркнув, что высказал всего лишь предложение по обмену участками.

Комментируя сложившуюся ситуацию вокруг государственных границ, политолог Марс Сариев привел в пример решение приграничных проблем с Узбекистаном и улучшение отношений между тюркскими государствами.

«Прорыв в кыргызско-узбекских отношениях в решении границ, мягко говоря, не особо радует наших соседей. Это вызывает настороженность. Потому что Узбекистан через Иркештам пробивает коридор, и принципиальный вопрос по строительству железной дороги тоже решается. Таким образом, это конкуренция железной дороги через Казахстан. И Россия тоже в этом плане напрягается, поскольку это конкуренция. Так вот, укрепление и улучшение отношений тюркских государств Кыргызстана и Узбекистана соответственно создают коридоры еще в рамках общетюркского Совета. Конечно, это настораживает Таджикистан, потому что у Таджикистана есть проблемы с Узбекистаном, я имею в виду претензии на исторические города Самарканд и Бухару. А решение проблем с границами приводит к усилению как Кыргызстана, так и Узбекистана, и вообще тюркского союза, что, конечно, напрягает Таджикистан. Поэтому, я считаю, выпад, который сделала таджикская сторона на всего лишь предложение Ташиева, а это было предложение по поводу анклава, неверным, таджикская сторона могла бы спокойно рассматривать этот вопрос. Таким образом, можно сделать вывод, что Таджикистан не намерен решать в конструктивном русле пограничные вопросы с Кыргызстаном, как у нас произошло с Узбекистаном. И, я думаю, что нам не удастся с Таджикистаном продвинуться в этих вопросах и решить все вопросы по границе», - прокомментировал Сариев.

Политолог отмечает, что неуточнение границ создает определенную напряженность в Центральной Азии и не дает возможность консолидировать регион, что выгодно отдельным геополитическим игрокам.

«Понятно, что Таджикистан не является полноценным актором, который бы проводил свою самостоятельную политику. Тем не менее, я не думаю, что за Таджикистаном стоит Иран. Иран заинтересован в интеграции Центральной Азии и создании транспортных коридоров, хотя это персоязычное государство. Я думаю, что Таджикистан является триггером, который не дает создать стабильность в Центральной Азии и, возможно, это укладывается в стратегию глобальных игроков. Я имею в виду США и Россию, но не Китай. Потому что Китай заинтересован в стабильности, транспортных коридорах, проекте «Один пояс – один путь», который совпадает с позициями Кыргызстана, Узбекистана и всех тюркоязычных стран. И доводы том, что Турция противостоит Китаю по уйгурской проблеме, неверны, ничего подобного. Турция тоже в этой связке, потому что конечный пункт – это железные дороги этого пояса, это Турция с выходом на Европу. Поэтому, я думаю, что Таджикистан неспроста занимает эту позицию. И Россия, если имела бы волю, могла бы воздействовать на Таджикистан, и мы бы решили эту проблему с границами, но, к сожалению, Таджикистан является игровой фигурой, проводником геополитических игроков, которые не заинтересованы в стабилизации центральноазиатского региона», - пояснил Сариев.

Бывший председатель пограничной службы КР, омбудсмен Кыргызстана Токон Мамытов призвал стороны воздержаться от критики, так как межправительственная комиссия только начала свою работу.

«Надо признаться, 30 лет мы пытаемся решить вопросы кыргызско-таджикской границы, но нам это не удается, за исключением того, что мы решили около 515 км границы и то 99% которых приходится на горную местность. Сейчас новая межправительственная кыргызско-таджикская комиссия по делимитации и демаркации государственных границ только начала свою работу. Я имею в виду кыргызскую правительственную комиссию, которая пытается вместе со своими коллегами решить этот вопрос. Это очень острый, тяжелый вопрос. И вот в это время, когда они только взяли на себя ответственность, начали решать этот вопрос, я бы рекомендовал всем воздержаться от оценок и критики», - сообщил Мамытов.

По его словам, давать преждевременные оценки и критиковать – это как ставить палки в колеса в работе комиссии.

«Дело в том, что когда комиссия только начал работать, пытается продвинуть вопрос, делать выводы, давать оценки еще рано. Я бы всем экспертам, политикам, бывшим членам, нынешним членам правительства, особенно зарубежным представителям рекомендовал бы воздержаться от критики. Давайте лучше поможем решить эту проблему. Если не хотите помогать, то давайте хотя бы не будем мешать межправительственной комиссии решить эту проблему», - сказал он.

К слову сказать, проблемы границ для центральноазиатских стран - это современный вызов, так как в историческом плане не так давно границ между странами не было, как и самих стран в сегодняшнем понимании. Испокон веков люди жили дружно бок о бок, взаимодействуя друг с другом и не имея проблем с пересечением границ. Введение государственных границ стало новым вызовом для республик центральноазиатского региона, так как зачастую линия границ проходит по местам проживания людей, для которых такое разграничение стало настоящим стрессом. Тем не менее, для снижения уровня конфликтов на границах, эксперты уверены, необходимо уточнить и официально закрепить обеими сторонами линию границы, что в будущем сняло бы массу проблем в приграничных зонах и позволило бы консолидировать регион.

Мирлан Киизбаев

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий