ИАЦ «Кабар»: «Один пояс, один путь». Что представляет собой эта концепция и каковы её перспективы для Кыргызстана?

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Китай в последние лет 10 активизировал свои амбиции в евразийском регионе. За последние несколько лет вырос имидж и авторитет Шанхайской Организации Сотрудничества и планомерно развиваются страны данной организации, поскольку реально работают механизмы взаимодействия и потенциал только набирает свои обороты. Но Китай собирается усиливать своё влияние в Центральной Азии, сотрудничать во многих сферах жизнедеятельности и вплотную заниматься качественным развитием региона. А что же сами страны Центральной Азии? В частности, Кыргызстан, который с первых дней своей независимости ратует за демократизацию, за активные контакты с внешним миром, за действенную экономическую политику видит определённые перспективы сотрудничества с таким мощным политическим игроком, как Китай. Грамотная и гибкая внешняя политика КР ориентируется на многовекторное и многополярное взаимодействие в геополитическом понятии этих определений. Поэтому предложенный Китаем ещё один план развития центральноазиатского региона вполне адекватно воспринимается, по-крайней мере, Кыргызстаном.

Как поделился своими знаниями эксперт Александр Стельнов , «28 марта 2015 года в КНР была опубликована «Концепция и план действий по продвижению и совместному созданию «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Официальная риторика Пекина нашла отражение в публикациях большинства китайских ученых, которые отмечают, что ускоренное строительство проекта будет способствовать экономическому развитию, стимулировать региональное взаимодействие, укреплять взаимопонимание между различными культурами стран, располагающихся вдоль Экономического пояса Шелкового пути, и в целом будет направлено на поддержание мира и всеобщего развития».

Надо отметить, что реализация проектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь» должна осуществляться на принципах общих консультаций, совместной работы и взаимной выгоды, а также должны предприниматься попытки интеграции стратегий развития стран-участниц.

«Из официальной доктрины следует, что одной из ключевых целей «Одного пояса, одного пути» является желание создать транспортную инфраструктуру для доставки товаров в Европу. КНР планирует использовать свой проект в качестве огромного механизма приложения капитала, технологий, оборудования и рабочей силы в страны Центральной Азии, которые остро нуждаются в строительстве транспортных объектов. Но, перечень сделок, заключенных в рамках данной концепции, подтверждает, что прокладка транспортных артерий не является главной целью китайских инвестиций. Китай вкладывает основные средства в энергетику, сырьевые отрасли, сферу услуг, обрабатывающую промышленность, телекоммуникации и недвижимость, совмещая достижение экономических целей по вхождению своего капитала в экономику других стран с геополитическим расчетом превращения Китая во вторую глобальную державу», - отметил эксперт.

Хочется признать, что Кыргызстан располагает уникальным энергетическим потенциалом. Далеко не весь он использован по части водно-энергетических ресурсов. Не надо забывать и о естественных источниках добывания электроэнергии такие, как: солнечные, а также ветряные технологии. Экологическим аспектам сейчас уделяется огромное внимание. Бросаются огромные силы и средства на поиск и освоение данного вида деятельности. Имидж же государства, которое является площадкой предоставления возможностей, только растёт в глазах мирового сообщества. Кыргызстан способен занять одно из первых мест, как страна с реальным развитием данных отраслей.

«Также, очевидно, что новая геополитика рассчитана на длительную реализацию по срокам и, возможно, предполагает обновление западной версии глобализации, активно продвигаемой США в 90-е годы. Форум лидеров стран «Одного пояса, одного пути» на перспективу будет, как минимум означать начало глобальной политической и экономической поддержки китайской инициативе и формирования благоприятной международной среды для КНР. Не будем забывать о том, что основной мотив - экономическое наполнение проекта. Он, в частности, предусматривает активную инвестиционную и торгово-экономическую политику в отношении вовлеченных групп, включая расширение строительства железнодорожных и автомобильных магистралей», - говорит Стельнов.

Как подчёркивает эксперт, «концепция Экономического пояса Шелкового пути означает, что Китай рассматривает регион Центральной Азии значительно шире в экономическом и интеграционном плане, чем остальные региональные участники. Фактически предлагается действительно мощный проект экономического развития от Восточной Азии до Европы, и Китай выступает как главный исполнитель и вдохновитель этого проекта. Речь не идет о создании некой евразийской зоны свободной торговли, а скорее о развитии экономик и инфраструктурных проектов при помощи КНР в Евразии».

Китай естественно будет анализировать создание мощного проекта, не забывая о существующем - ЕАЭС. В идеале полноформатное сопряжение официально планируется как коллективное сопряжение КНР и участников ЕАЭС. В контексте данного коннекта просматривается и перспектива формирования долгосрочной евразийской политики ШОС, в которой бы Организация играла связующую роль между Концепцией и ЕАЭС. Подобный подход позволяет значительно снизить возможности экономического доминирования Китая и сохранить традиционные позиции, в частности России в Центральной Азии без ущерба евразийской интеграции.

«На самом деле работа предстоит большая. Некоторая поспешность в создании Единого Экономического Союза уже продемонстрировала существующие проблемы, которые пока слабо разрешаются. Может оттого, что структуры ЕАЭС пока молоды, пока находятся в процессе поиска своего собственного становления. В любом случае перспектива создания ещё одного мощного проекта для Кыргызстана представляется весьма соблазнительным. Это ещё одна платформа, которая может помочь государству неуклонно развиваться и стимулировать внутренний рынок к ещё более решительным действиям», - заявил Стельнов.

В продолжении тематики стоит отметить, в Бишкеке состоялось 2-е заседание кыргызско-китайской объединенной рабочей группы по обеспечению безопасности совместного строительства «Одного пояса - одного пути». На заседании председательствовали Директор Первого политического департамента МИД Кыргызстана Канат Турсункулов и Директор Департамента по вопросам внешней безопасности МИД Китая Лю Шаобинь. В работе заседания также приняли участие представители Секретариата Совета безопасности, Генерального штаба Вооруженных сил, Министерства внутренних дел, Государственного комитета национальной безопасности и Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями.

Мероприятие прошло в традиционно дружественной и конструктивной атмосфере. Стороны обменялись мнениями о ситуации в сфере безопасности и стабильности в регионе, обсудили вопросы дальнейшего развития сотрудничества и совершенствовании механизмов взаимодействия в сфере противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту оружия и наркотиков, другим современным вызовам и угрозам.

Как видно Кыргызская Республика с большим интересом воспринимает любые новые и амбициозные проекты, чётко понимая свои перспективы и возможности участия в них. Есть надежда на то, что в купе с ЕАЭС, ШОС, Концепция «Один пояс, один путь» сможет усилить роль центральноазиатских государств на политической мозаике мира.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий