• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Новые стандарты дошкольного образования

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Первый государственный образовательный стандарт КР «Дошкольное образование и уход за детьми» был принят в 2007 году. Второй Госстандарт, уже доработанный был принят в 2012 году. В этом году, с учетом современных требований к дошкольному образованию, государственный образовательный стандарт КР «Дошкольное образование и уход за детьми» был обновлен с учетом обеспечения оптимальных условий развития детей и расширения предоставления качественных услуг в сфере дошкольного образования, включая инклюзивное образование всеми дошкольными образовательными организациями независимо от форм собственности, а также лицами, предоставляющими услуги по образованию и уходу за детьми дошкольного возраста.

Цель данного дополнения в том, чтобы государство обеспечило равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования и сохранении единства образовательного пространства КР относительно уровня дошкольного образования.

В стандарт внесены существенные дополнения, порядка 40-50% по основным направлениям вне зависимости от видов дошкольной образовательной организации и форм собственности, включая такие нормы как гендерные аспекты, инклюзивное и многоязычное образование. Также повышаются требования для осуществления качественного образования и ответственность за жизнь, и здоровье детей. Что также отражается в усилении квалификационных требований к руководителям, педагогам и работникам, осуществляющим дошкольное образование и услуги по уходу за детьми. Кроме того, в стандарты включено отслеживание достижений целей и задач дошкольного образования и ухода за детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Кроме этого, в стандарт внесены новые требования к организации питания, создания условий, проведение работы с родителями по вопросам развития и обучения детей.

В целях повышения доступности и качества предоставляемых услуг разработаны планы занятий и режимы работы вариативных форм дошкольного образования. Усилены вопросы выявления качества условий, процессов и результатов.

Впервые определены характеристики развития детей от 1 года до 7 лет образовательных результатов по областям развития, а также основные ориентиры развития детей к 7 годам на этапе завершения дошкольного образования.

Данный образовательный стандарт определяет единые требования, предъявляемые к дошкольному образованию и уходу за детьми от 6 месяцев до 7 лет.

Стандарт содержит описание необходимых принципов и критериев, которые могут быть использованы при разработке дошкольных образовательных программ, при составлении основного плана образовательно-развивающих занятий, осуществлении контроля, проведении мониторинга и разработке рекомендаций в целях повышения качества обучения, развития и воспитания детей и подготовки к школе.

Данный документ призван обеспечить функционирование и дальнейшее развитие системы дошкольного образования а также расширить доступность к качественным образовательным программам дошкольного образования.

Как сообщила замминистра образования Надира Джусупбекова, новые стандарты в дошкольном образовании и уходе за детьми вводятся согласно стратегии развития 2040. Их суть в том, что теперь стандарты акцентируют внимание не только на количестве охваченных детей, но и на качестве образования.

«Государственный образовательный стандарт – дошкольное образование и уход за детьми, не просто отдельный документ, это часть стратегии развития образования 2040. И на реализацию этой стратегии у нас сделаны специальные подсчеты. Сейчас данные стандарты планомерно внедряются. Мы разослали их всем государственным органам, они дадут нам свои замечания и предложения, после чего мы улучшим его, и уже постановлением правительства будем внедрять», - сообщила Джусупбекова.

По ее словам, для внедрения новых стандартов образования, где добавляется термин «уход за детьми» также будет делаться акцент на образовании и повышении квалификации педагогов.

«Понятно, что нужна сама инфраструктура. У нас должны быть построены типовые детские сады. Которые отвечают всем нормам, плюс мы хотим новую образовательную среду. Мы хотим убрать мертвые зоны и хотим создать благоприятную среду для развития ребенка. Плюс мы хотим сделать упор именно на развитие педагогов, это и традиционные курсы повышения квалификации и в тоже время мы сейчас вводим дистантный формат повышения квалификации. То есть в первую очередь это компетентность педагогов. Они должны быть компетентны, они должны понимать, как развивается ребенок, и как его ежедневно развивать. Кроме того они должны понимать как системно и комплексно работать с родителями», - пояснила Джусупбекова.

На реализацию государственного стандарта также предусмотрены специальные средства. Так как необходимо развитие инфраструктуры, строительство типовых детских садов отвечающих стандартам и создание новой образовательной среды.

«При строительстве детских садов нам активно помогают местные власти. Активно вовлекаем доноров. Они не ждут, когда нам по плану из республиканского бюджета выделят средства и будут построены детские сады. Они везде нам помогают и детские сады строятся. Мы надеемся, что в начале 2020 года начнется реализация этого стандарта. Самое главное отличие этого стандарта, в том что, если раньше государство больше делало акцент на охват, сейчас мы делаем акцент на качество. И не только дошкольный стандарт, а до этого мы на базах девяти библиотек открыли центры раннего развития, тем самым местным властям во всех регионах показали, что можно на базах библиотек, на базах школ, детских садов и домов культуры создать такие образовательные центры. Куда будут приходить родители или будущие родители, и общаться с экспертами и педагогами и получать знания и книги как развивать ребенка», - пояснила Джусупбекова.

В части многоязычного образования в Бишкеке уже действует порядка 70 детских садов с многоязычным образованием в качестве пилотного проекта. Как сообщила замминистра, пилотный период уже дал хорошие результаты и поэтому многоязычное образование также будет включено в новый стандарт.

«Суть в том, что это языковое погружение. До обеда все дети, все процедурные моменты, общение, развитие и, занятия проходят только на кыргызском языке, после обеда все эти процедурные моменты вплоть до прощания проходят на русском языке. Это языковое погружение, это практика. Этим самым практика обеспечивает два языка ребенку. То есть он не теряет свой родной язык и развивает языковые навыки второго языка. А вот третий язык мы развиваем через кружки, игры и занятия. Третий язык пока тяжеловато. Вначале естественно должен быть фундамент родного языка, потом второй, а потом третий. Этот проект очень успешно проходит в русскоязычных садах. То есть этот стандарт охватывает проблему с языком, и мы можем его включить в стандарт как требование. Для этого мы сразу начали работать и с высшими учебными заведениями, чтобы они для нас, выпускали педагогов с двумя языками. Впереди у нас амбициозные цели и задачи», - заключила Джусупбекова.

В окончательном варианте стандарта были учтены замечания и рекомендации, поступившие от педагогической общественности, работников системы дошкольного образования, гражданского сектора, а также проведенной правовой и научной экспертизы в ходе обсуждения проекта.

Мирлан Киизбаев,
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий