ИАЦ "Кабар": Налоговая диспропорция и как с ней быть?

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

За январь – декабрь 2017 года государственной налоговой службой собрано более 73 млрд. 461 млн. cомов. Об этом говорится на официальном сайте Государственной налоговой службы КР.

Максимальное количество этих средств было собрано в Бишкеке и Чуйской области или совокупный сбор налогов составил примерно 60 млрд. 570 млн. сомов. Другими словами, это говорит о том, что на долю столицы и Чуйской области приходится примерно 82% из собранных налогов, а остальные 18% налогов поступают из остальных областей страны. Действительно, налицо колоссальная диспропорция, прежде всего экономического развития страны.

Основная причина столь низких сборов налогов из регионов страны – это наличие массовой безработицы, отсутствие или же слишком малое количество производства, различных предприятий, сельских кооперативов, существенная миграция населения и слабая транспортная логистика. Разница в показателях также является очевидным фактом того, что регионы страны с момента обретения независимости изрядно отстали в экономическом развитии и теперь находятся на дотации государства. И это все несмотря на то, что страна считается аграрной и отлично подходящей для ведения сельского хозяйства. Тем не менее, в силу различных обстоятельств, прежде всего политических и социальных, регионы Кыргызстана на сегодня только выходят на путь становления.

О преимущественной разнице сбора налогов между столицей и Чуйской областью, а также регионами говорил и Президент КР Сооронбай Жээнбеков во время недавней встречи с руководителями отечественных СМИ. Более того, речь Президента носила упрекающий характер, в которой он уделил особое внимание тому, что в стране большая часть платящих крупные налоги предприятий и линий производства сосредоточены именно в Чуйской области и в Бишкеке. Анализируя ситуацию, Президент подчеркнул, что в стране остро стоит вопрос необходимости поднятия потенциала регионов и снижения дисбаланса между центром и регионами к минимуму. Стоит обозначить, что речь не идет о фискальной политике страны, а о слабом развитии регионов.

«Как вы понимаете, госбюджет страны в основном зависит от двух источников – налоги и таможенные выплаты. Но существующие законы никак не адаптированы к тому, чтобы способствовать развитию сельского хозяйства и сопутствующих ему услуг. Сейчас почти 80% госбюджета формируется за счет поступления налогов из Бишкека и Чуйской области. Из других регионов очень мало. Эту диспропорцию нужно решать», - сказал Президент.

Если же до этого Президент в своих выступлениях касался социально значимых проблем, таких как - проблемы питьевой воды, образования и медицины, то сейчас глава государства дал четко понять, что самый главный акцент нужно делать на экономике регионов. По этому поводу С.Жээнбеков на той же встрече отметил следующее: «Вместе с тем нынешняя миграция в Кыргызстане обусловлена также условиями в сельской местности, потому они покидают свои родные края и выезжают за границу. Между тем в сельской местности производится много товаров, правильное отношение к которым могут принести пользу не только производителям, но всей стране. Необходимо, чтоб государство создало для сельского хозяйства нужные условия. Для этого нужно подготовить соответствующую законодательную базу и эта база будет создана в 2019 году.

Помощь со стороны государства для работников сельского хозяйства может быть многосторонним – это облегченные и гарантированные кредиты, приобретение произведенных сельскими тружениками продукций с дальней реализацией, способствование в расширении ассортимента экспортной продукции и др.», - подчеркнул Президент.

Из выше сказанного также становится ясным то, что Президент в силу своего богатого опыта прежде всего на хозяйствующих постах, отчетливо видит проблемы регионов. И зная основные причины отставания в развитии регионов Президент практически с первого дня своего президентства начал работу именно над разрешением проблем регионов.

Если же до этого народ слышал не всегда реальные статистические данные благоприятного роста регионов, которые приводились госорганами, то с приходом С.Жээнбекова народ впервые за много лет узнал от главы государства о реальных экономических и социальных показателях жизни в регионах.

Более того, благоприятному росту способствует и указ Президента о Годе Развития регионов, в рамках которого планируется максимально сконцентрировать внимание правительства и экономики страны в целом на проблемах регионов с последующим установлением выраженной концепции развития.

Касательно доступных кредитов, то в стране уже работает Кыргызско-Российский фонд развития, прямой задачей которого является поддержка именно малого и среднего предпринимательства. Но к сожалению основная масса населения все еще не имеет доступа к деньгам этого фонда. С такой точкой зрения согласился и депутат Жогорку Кенеша от фракции «Онугуу-Прогресс» Исхак Масалиев. По его словам, обычный гражданин, который вынашивает свой проект бизнеса, все еще не может получить доступ к кредитам из данного фонда.

«Кредиты могут получить только те, кто уже имеет работающий бизнес. Также те, у кого есть залог. Между тем, обычные граждане никак не могут получить оттуда средства, но ведь в стране обладающих действующим бизнесом людей или же залоговым имуществом мало и большая часть населения не имеет всего этого. А если не будет средств для реализации дел, то о каких налоговых платежах можно говорить? Кроме этого, на сегодня наблюдается такая ситуация, что предприниматель обречен полагаться только на свои силы, государство же в лице правительства часто обходит их стороной. Без малого и среднего производства поднять экономику будет тяжело, соответственно сборы по налогам тоже будут низкими», - сказал он.

Кроме этого парламентарий предложил в Год развития регионов провести комплекс мер, обращенных на детальное изучение ситуации и дальнейших шагов с учетом реального отражения. «Было бы неплохо провести ряд круглых столов и тренингов со всеми заинтересованными сторонами. По итогам подготовить реальный, сопряжённый на действительности план действий», - сказал И.Масалиев.

Также важно подчеркнуть, что для успешной реализации сельхозтоваров Кыргызстан стал полноценным членом ЕАЭС. Кроме этого получила статус ВСП+ (беспошлинная реализация более 6 тыс. наименований товаров в зоне ЕС) от Европейского Союза. Казалось бы, эти два огромных рынка сбыта должны были стать стимулятором роста перерабатывающей и сырьевой отрасли экономики, мотивируя именно сельскую местность для наращивания потенциала. И с учетом всего этого, Кыргызстан имея возможность свободной торговли в странах ЕАЭС и упрощённой формы торговли в Европейском Союзе, с первого дня должен был бросить все силы на развитие аграрного сектора. То есть, вести такую агрополитику, которая могла бы отвечать требованиям этих рынков.

Соответственно быстрыми темпами строить необходимые лаборатории, логистические центры, выискивать финансирование, выдавать пахотные земли потенциальным клиентам, доступные кредиты для увеличения объемов выращиваемой продукции и поголовье скота. Говоря о строительстве логистических центров, то необходимо указать, что такие страны партнеры как Узбекистан и Таджикистан выражают готовность совместных строительств подобных центров с учетом взаимовыгодных интересов. По итогам страна могла бы стать экспорто-ориентированной и получать налоги в казну. Но пока приходиться констатировать единичные показатели экспорта, соответственно маленькие налоговые сборы.

Между тем, эксперты уже давно отмечают, что для регионов страны имеются приоритетные и выгодные пути развития - это экологически чистые сельхозпродукции в сыром и переработанном виде, и продукции животноводства. А основными рынками сбыта они указали все те же страны ЕАЭС, ЕС и Ближний Восток. Относительно работы, эксперты говорят, что ее надо вести правительству в тесном сотрудничестве с фермерами. Другими словами, нужна полная координация и адаптация фермеров, а также садоводов, с целью приведения качества их товаров в соответствие с требованиями основных рынков сбыта.

К сожалению, на сегодня много чего остается на бумагах и мало что делается, что бы народ мог ощутить перемены. Откровенно говоря, в периферии нет достаточного количества предприятий и ферм, которые могли бы быть налогооблагаемыми. А вся выращиваемая продукция по-прежнему идет на сбыт в сыром виде, небольшими объемами, то есть без добавленной стоимости и ощутимой выгоды как для самого садовода или же фермера, так и для государства.
В условиях такой ситуации, зрячая позиция и самое главное воля руководства страны во главе с Президентом решать проблемы регионов, дает надежду на веру в скорейшее экономическое укрепление регионов.

Аман Алымбьеков
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий