• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Многообещающие выборы

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Выбор. Мы каждый день делаем выбор. От этого зависит то, что будет с нами, что мы будем делать, и кто в итоге нас будет окружать. Если этот выбор касается власти, то мы определяем не только свою судьбу, но и судьбу целого народа, целой страны.

Кыргызстан и его народ делал свой выбор неоднократно и не всегда он отвечал всем чаяниям или требованиям народа, но, тем не менее, в любые времена целостность государства оставалась нерушимой, а это заслуга скорее людей, нежели властей, которым отдавали свои голоса граждане.

Но это анархическое мышление нужно было когда-то искоренять. Ведь государство, как и любой механизм, как тот же автомобиль невозможно представить без водителя. Страной должно управлять, в противном случае, она будет обречена, и как итог полный крах ценностей, принципов закона и гибель цивилизации.

В Кыргызстане в минувшие выходные состоялись досрочные выборы президента и Референдум, который был призван решить судьбоносный вопрос, при какой форме государственного правления будет жить республика. Как показала практика, объявленная с бухты-барахты парламентская форма правления, показала свою неготовность по всем направлениям осуществлять и добиваться основного – развития государственности и роста благосостояния граждан. Нельзя сказать, что депутатский и партийный аппарат полностью продемонстрировал свою недееспособность, но и похвастать истинными достижениями он тоже не в состоянии.

Поэтому нужно было вновь возлагать надежды на одного лидера, вожака, который не только бы стал действенно решать насущные проблемы своего народа, но и попытался бы объединить страну идеей, которой в Кыргызстане так и не появилось после обретения своей собственной независимости.

Прошедшие выборы показали, что людям нужна стабильность, поэтому они и сделали выбор в пользу президентской формы правления, а на победившего в президентской гонке Садыра Жапарова возлагаются огромные надежды. Он, как и его команда должны сделать практически невозможное – вывести страну из тени, чтобы над Кыргызстаном вновь засветило солнце надежды, и наступили положительные перемены. Настало время перемен. Перемены должны коснуться не только выбранной власти, но и самих граждан. Следует многое начать с чистого листа.

Что же касается самих выборов, то, по мнению многих экспертов, они прошли на высоком уровне, не нарушая демократических принципов. Люди сделали свой выбор свободно.

«Выборы президента Кыргызской Республики и Референдум, который определил форму государственного правления, прошли на высоком уровне. Хочется отметить ЦИК республики, которая в сжатые сроки смогла подготовить и подготовиться к столь важному мероприятию. Главное, народ сделал свой выбор, это было сделано самостоятельно, без давления, что называется», - говорит политолог, специалист в области международных отношений, аналитик Павел Дементьев.

Он отдельно отметил, что данные выборы также были не совсем обычными и предоставили дополнительную нагрузку населению, которому нужно было сделать свой собственный выбор, в какой стране им жить, в парламентской, или президентской. «Как я неоднократно заявлял, парламентская форма правления – это довольно сложный структурный механизм государственного управления. Кыргызстан безальтернативно провозгласил себя такой страной, не имея никакой почвы для парламентаризма. Парламентаризм – это годы эволюции и выработки особого политического и социального менталитета. Роль ментальности многие недооценивают, а зря. Именно менталитет определяет многие поведенческие аспекты общества и государства. Поэтому путь парламентаризма в Кыргызстане не был длинным, скорее он был трудным и тернистым. Теперь у Кыргызстана есть новый Президент, которым стал Садыр Жапаров, есть форма правления, которая подразумевает эффективность управления сильным лидером. Это вновь начало пути и надо полагать, что эта дорога станет не насыщенной различного рода барьерами и постоянными преодолениями», - сказал политолог.

Дементьев отмечает, что президенту КР нынче стоит сразу взять курс на исправления ошибок прошлого. «Да, борьба с коррупцией должна снова занять ведущее место, но не только это должно проходить красной линией в деятельность избранного главы государства. Следует провести масштабную экономическую реформу. Страна в последние годы буквально «задыхалась» от нехватки бюджетных средств. Потенциал у Кыргызстана значительный, настало время его раскрывать, но не развитием мелкотоварного производства, а путём возрождения индустриальных предприятий, которые смогли бы вывести страну из кризиса. Страна, которая имеет один или несколько индустриальных гигантов имеет и большие перспективы, как и твердую экономическую почву под ногами прямо сейчас. Поэтому надеюсь, что президент Жапаров сможет проделать данную работу. Также важно, чтобы в поствыборный период страна и народ, наконец, принялись решать насущные проблемы и не искали подводных течений. Следует искоренить неуважение к власти, а всецело ей помогать. Ведь нынешние выборы показали, что именно люди делают свой выбор, никто их к этому не принуждает. А выбор сделан, значит, был определён вектор дальнейшего развития, страны», - заявил Дементьев.

Стоит ещё раз напомнить о том, что в минувшие выходные состоялся и Референдум, который поднимал два вопроса: президентская или парламентская форма государственного правления - «за» и «против». Важно было определить дальнейший вектор развития государственности и на основании этого начинать работать над главным сводом законов Кыргызской Республики – Конституцией.

«Кыргызский народ с момента обретения независимости прошёл довольно много стадий своего собственного развития. В начале пути это было неосвоенное поле, когда следовало искать принципы самоопределения и самоидентификация в разрезе международных отношений, а также выстраивать общественно-политический строй, таким образом, чтобы во главу угла ставились интересы и чаяния народа. Но ментально высшее руководство страны вначале 90-х ещё по инерции заводили внутриполитические процессы исходя из собственного коммунистического опыта, поэтому поиски самоопределения несколько затягивались. До последнего времени процесс был усложнен и тем, что очередному главе государства подумалось, что если объявить страну парламентской по форме правления спадёт некая агрессивная поведенческая норма восприятия власти, которая была сосредоточена в одних, президентских руках. Что из этого вышло? Элементарно, страна, просто на бумаге объявившая себя парламентской не проявила способности по факту это доказать. Ну, а собственно на основании чего. Парламентаризм в тех странах, где он развит, насчитывает не один десяток, а то и целые сотни лет эволюции. Кыргызстан должен был это понимать, а также и то, что культура парламентаризма, как таковая, не была развита и поставлена на рельсы, как в высших эшелонах власти, так и среди населения страны. Отсюда республика столкнулась с новым ворохом проблем», - отмечает политолог, аналитик центра по изучению политических систем Сергей Карасёв.

Перед Кыргызстаном вновь встала дилемма, предыдущая модель государственного управления доказала свою недееспособность, это повлияло на торможение в развитии самой государственности и всех механизмов управления важнейшими отраслями и областями жизнедеятельности страны. События октября 2020 года лишний раз показали то, что государству вновь нужно задаться вопросом, а что делать дальше? Начавшийся период застоя, который продлился с 2010 года, породил настоящую стагнацию во многих важных аспектах, главным из которых стала экономика. После событий 2010 года народ Кыргызстана ждал кардинальных перемен, учтивая, что республика стояла, буквально, в шаге от начала гражданской войны. Но вместо бурного развития население столкнулось с вялотекущим ритмом в жизни и развитии страны. До октября прошлого года не было ясно, как и куда придёт Кыргызстан с подобным подходом, точнее с полным его отсутствием.

«Новые политические силы, которые появились в Кыргызстане в октябре 2020 года, резко очертили круг проблемных вопросов, одним из важнейших стали недостатки в Конституции, а также в форме государственного правления. Недаром тогда исполняющий обязанности президента и премьер-министра КР, а ныне избранный глава государства Садыр Жапаров заговорил о необходимости структурных изменений, которые должны буду коснуться выше указанных проблем. С первым вопросом кыргызстанцы, с подачи новой власти справились. Новый президент, старая/новая форма правления – президентская. Всё должно заработать, опять-таки на бумаге. Важно, чтобы нынешние выборы стали настоящим импульсом в развитии государства и государственности. Впереди проработка новой редакции Конституции, которая должна стать окончательным гарантом новых преобразований в Кыргызстане, которых так сильно ждали и по-прежнему ждут граждане этой прекрасной республики», - заключил политолог.

Выбор сделан. Определена зона ответственности. Теперь стоит ожидать реальных перемен, и они должны быть к лучшему.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий