Международное сообщество с первых дней обострившихся событий в Кыргызстане проявляли неподдельное беспокойство и сразу встали на путь конструктивизма, дав посыл, который звучал примерно так, внутриполитическая ситуация в Кыргызской Республике должна разрешится мирно, с полным согласием всех заинтересованных сторон и непременно в правовом поле.
Как заявил политолог Марк Антонов, «в подобных кризисных ситуациях международные политические институты просто обязаны реагировать и выступать за мирное и правовое урегулирование различных политических споров. Надо признать для многих за рубежом стало неприятной неожиданностью то, что произошло в Кыргызстане. Ведь это уже третий подобный случай за неполные двадцать лет. Формирование демократического сознания идёт в правильном направлении, но ментально народ Кыргызстана должен менять свою агрессивную форму проявления демократических требований и учиться решать спорные вопросы мирным цивилизованным путём. В мире так получается, но не всегда и не везде. К примеру, Франция может служить неким, как положительным, так и отрицательным примером. Наша задача брать положительные стороны развития демократических принципов и отметать анархию, которая так близко располагается в подобных народных настроениях. ООН, а также ОБСЕ в первых рядах, кто в такие моменты находятся на страже правовых решений. Выборы в Кыргызстане оставили, с одной стороны приятное впечатление, с другой показали, что не все готовы к переходу на новый уровень политических взаимоотношений. Стоит усиленно работать с народом. Нужно пояснять, что есть и другая часть населения, которая также является глашатаями на политическом поле. Нельзя определять уровень демократии или наличие гражданского общества, если выразителями идей выступает малая часть этого народа. ООН и другие международные организации должны поучаствовать в этом процессе обучения, если хотите».
В продолжение темы стоит отметить, что накануне состоялся телефонный разговор министра иностранных дел Кыргызской Республики Чингиза Айдарбекова с представителем генерального секретаря ООН по Центральной Азии, главой Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии (РЦПДЦА) Натальей Герман.
Спецпредставитель генерального секретаря подтвердила, что ООН всегда была и остаётся надежным партнёром Кыргызской Республики, призывает к мирному разрешению сложившейся ситуации и считает, что сейчас именно Сооронбай Жээнбеков является легитимным Президентом Кыргызской Республики, представителем конституционной власти в стране.
Выражена надежда, что президенту Кыргызской Республики в рамках правового поля и при поддержке всех политических сил, широких слоев населения, в том числе гражданского общества и молодёжи удастся найти верные решения для государства.
Отмечено, что генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш внимательно следит за событиями в Кыргызской Республике. В своих заявлениях от 6 и 9 октября 2020 года он вновь подтвердил готовность ООН оказать содействие в нахождении решений по выходу из кризисной ситуации в рамках конституционного процесса, в том числе в организации новых парламентских выборов в Кыргызской Республике и скорейшей экономической стабилизации страны.
В свою очередь Айдарбеков поблагодарил Герман за своевременное внимание и готовность оказать поддержку.
Глава внешнеполитического ведомства отметил, что в настоящее время президент Кыргызской Республики прилагает усилия по скорейшему возвращению происходящих политических процессов в правовое поле.
Вместе с тем отмечено, что в стране вновь увеличивается количество заразившихся COVID-19, и с приходом зимы и похолоданием ситуация может прогнозируемо резко ухудшиться. В этой связи кыргызская сторона рассчитывает на продолжение помощи ООН для борьбы с распространением коронавируса и негативными последствиями пандемии на экономику Кыргызской Республики.
Стоит напомнить слова генерального секретаря Антониу Гутерриша, который говорил о стратегии по предотвращению конфликтов и поддержанию мира. В частности было отмечено, что самый эффективный способ предотвратить наступление кризиса в обществе — обеспечить его устойчивость за счет вложения сил и средств в инклюзивное и устойчивое развитие, в том числе в меры по борьбе с изменением климата и управлению массовыми миграционными процессами. Важнейшими элементами генеральной программы будущего развития человечества являются Повестка дня на период до 2030 года и Парижское климатическое соглашение.
«В любой стране важнейшим условием для недопущения деформации социальной структуры является принятие мер к ликвидации неравенства, укреплению институтов и реализации стратегий развития, учитывающих факторы риска, которые могут привести к кризису. Ключ к предотвращению — развитие. Практическая, охватывающая все сферы сосредоточенность на предотвращении кризисов, при которой процессы развития не остаются без ресурсов и внимания, позволит привлечь больше инвестиций и совместных усилий для достижения ЦУР. В этом аспекте исключительную важность приобретает наше партнерство со Всемирным банком и региональными банками развития. ООН и Всемирный банк в ближайшее время опубликуют важнейший совместный доклад, в котором продемонстрируют, как инклюзивные подходы к решению вопросов развития открывают перед странами путь к миру и благополучию», - подчёркивал Генсек ООН.
Для стран с особенно высоким риском возникновения конфликтов либо находящихся в состоянии постконфликтного восстановления дополнительными инструментами становятся резолюции, посвященные сохранению мира, а также вопросу о женщинах, мире и безопасности. ЦУР и поддержание мира представляют собой взаимосвязанные и усиливающие друг друга задачи. Устойчивое развитие лежит в основе мира, а устойчивый мир делает возможным устойчивое развитие. Реализация обеих концепций обеспечивает стабильным социумам процветание, а уязвимым и подверженным потрясениям обществам — более эффективное управление рисками и критическими ситуациями. Полный спектр прав человека, гендерное равенство и права женщин, верховенство права, инклюзивность и многообразие, внимание к воспитанию детей и юношества — всё это повышает жизнестойкость общества.
«Проблема развития демократии в таких странах, как Кыргызстан, это, прежде всего, социальное и материальное неравенство. Ещё одним немаловажным аспектом является слабая образованность населения. Кстати, я помню, как активно Президент Жээнбеков в течение последних двух лет поднимал острые вопросы по части развития образовательной системы в Кыргызской Республике. Важнейший исторический момент. Знания всегда имели высокую ценность. В развитии государства они определяют вектор стратегического направления, в какую сторону пойдёт государство. По пути цивилизованных преобразований, или будет уходить в сторону деструктивности и влияния иных примитивных идей. Последний путь, это не альтернативное развитие, как считают некоторые группы, это скачок назад. Для некоторых деструктивных сил подобные ситуации, которая в очередной раз возникла в Кыргызстане на руку. Но самому народу делать свой выбор. Или время от времени поддаваться желанию расшатывать стабильность в стране, либо укреплять и совершенствовать политические и общественные узы на благо дальнейшего поступательного цивилизованного развития», - сказал Антонов.
Вышеперечисленные нормы представляют собой атрибуты толерантных и динамично развивающихся обществ — обществ, в которых многообразие воспринимается как ценность, а не как угроза. И наоборот, систематическое нарушение этих норм повышает риск кризиса. Суверенитет прочен, когда достоинство людей и их права надежно защищены и высоко ценятся. Оказание поддержки государствам — членам ООН в предотвращении кризисов заключается в укреплении национальных и местных институтов и сил, способных выявить и предупредить надвигающийся кризис, сохранить мир и обеспечить устойчивое развитие.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий