• 86.5
  • 91.18
  • 0.86
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: «Легендарная Конституция»: актуальность даты, как праздника

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Кыргызстан отмечает один из главных праздников государственности – День Конституции Кыргызстана. 25 лет минуло со времени принятия главного государственного документа. 5 мая 1993 года, Верховный Совет Кыргызстана, прозванный в народе «легендарным парламентом», принял новый Основной закон страны.

Что же нам говорит история? Если обратиться к ней, то можно узнать, что до 1929 года у кыргызов никогда не было своей Конституции. Именно в том году, в последний день апреля, всенародный съезд советов Киргизской АССР утвердил конституцию республики, что открыло новую страницу в истории кыргызской государственности.

С обретением независимости в августе 1991 года, когда Кыргызстан объявил суверенитет, депутаты парламента начали работу по написанию основного закона страны. Данный процесс длился целых два года. Состоялось большое количество дискуссий как среди депутатов и государственных деятелей, так и среди общественности. В итоге, 5 мая 1993 года, во время работы 12 сессии парламента страны, депутаты приняли новую Конституцию Кыргызской Республики. Это событие можно считать юридическим обоснованием создания нового независимого суверенного государства на территории бывшего СССР. Аналогичные по своим масштабам события происходили и в других республиках некогда мощного Союза.

Однако дальнейшая судьба конституций новоиспеченных суверенных государств различна. Так, за период с 1993 года по настоящее время конституция Кыргызстана пережила много потрясений и испытаний. Она подвергалась различным правкам и редактурам несколько раз.

В частности:

22 октября 1994 года в соответствии с Указом Президента Кыргызстана от 21 сентября этого же года в стране проведен референдум по двум поправкам к Конституции Кыргызской Республики:

1) Изменения и дополнения к Конституции Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики и иные важные вопросы государственной жизни могут выноситься на референдум (всенародное голосование).

2) Законодательную власть в Кыргызской Республике осуществляет Жогорку Кенеш, состоящий из двух палат:

• Законодательного собрания в составе 35 депутатов, действующего постоянно и избираемого на основе представительства интересов всего населения республики;

• Собрания народных представителей в составе 70 депутатов, работающего сессионно и избираемого на основе представительства территориальных интересов.

Ещё один период времени, когда главный государственный документ претерпел изменения – 1996 год.

10 февраля 1996 года в соответствии с Указом Президента от 2 января (26 января также принята новая редакция Указа) этого же года в стране проведен референдум по поправкам к Конституции.

Основные изменения и дополнения коснулись разграничения полномочий двухпалатного парламента, введенного референдумом 22 октября 1994 года, и уточнения взаимоотношений между Президентом, Парламентом и Правительством.

В соответствии с редакцией Конституции КР от 10 февраля 1996 года были предложены следующие изменения:

- законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют;

- назначение определенной части должностных лиц осуществлялось Президентом (министров, послов, глав местных государственных администраций и др.);

- назначение части должностных лиц органов государства палатами парламента или с их согласия;

- Президенту в определенных Конституцией случаях предоставлялось право роспуска одной или обеих палат парламента, в то же время парламент в определенных Конституцией случаях рассмотреть вопрос об отрешении Президента от должности;

- отныне парламент не мог отправить в отставку Правительство в целом, однако ему предоставлялось право на выражение недоверия премьер-министру;

- принятие отставки премьер-министра влечет за собой отставку всех членов Правительства;

- Правительству предоставлялось больше самостоятельности, но фактически он оказался подконтрольным лишь Президенту.

Полномочия Президента были усилены, Парламент практически не мог влиять на решения главы государства, тем самым была нарушена система «сдержек и противовесов».

Стоит отметить, что после редакции в 2003-м году оппозиция обвинила первого президента Аскара Акаева в узурпации власти и неконституционности третьего Президентского срока. В феврале 2005 года состоялись парламентские выборы, в результате фальсификации которых, оппозиция не попала в парламент, а в парламент прошла партия Алга Кыргызстан в составе этой партии были родные дети Акаева - Айдар и Бермет. Это вызвало масштабные акции протеста по всей республике, повлекшие за собой «государственный переворот».

Пришедший на смену Акаева Курманбек Бакиев также не вернул первую Конституцию, а решил написать новую. В ноябре и декабре 2006 года оппозиционной группой депутатов были подготовлены и приняты два варианта Конституции. Однако, 14 сентября 2007 года Конституционный суд отменил действия ноябрьской и декабрьской редакций Конституции. В действие вновь вступила Конституция в редакции от 18 февраля 2003 года.

21 октября 2007 года согласно Указу Президента состоялся всенародный референдум, на котором была принята новая редакция Конституции, предложенная Президентом К. Бакиевым, которая и была им же подписана 23 октября 2007 года. Напомним, проект новой Конституции готовился Данияром Нарымбаевым. Новый редакционный закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию вступил в юридическую силу на следующий день - 24 октября 2007 года, с момента опубликования в официальном издании страны - газете «Эркин-Тоо».

Поворотным годом стал 2010-й. Главным и определяющим звеном стало принятие новой Конституции, согласно которой страна поменяла форму правления и провозгласила себя парламентско-президентской республикой. Первой среди всех стран бывшего Советского Союза.

7 апреля 2010 года в республике вновь произошла неконституционная смена власти, в результате которой к управлению государством пришло Временное правительство, осуществлявшее полномочия в соответствии с изданным Декретом №1. Временное Правительство решило написать собственную Конституцию, провозгласившую в стране парламентскую форму правления. Референдум по принятию Конституции 2010 года проходил в напряжённой обстановке в связи с прошедшими беспорядками на юге республики, в условиях чрезвычайного положения. Некоторые международные наблюдатели отказались приезжать в Кыргызстан по соображениям безопасности.

Как заявила доктор юридических наук Бермет Тугельбаева, «что же касается самой даты, как праздника, то в нынешнее время часто можно слышать слова о том, что необходимости в этом празднике нет, что конституция – слишком официозный день, чтобы праздновать. Однако любой гражданин должен осознавать, что без Конституции не может быть суверенного государства, что только верховенство Закона гарантирует права и свободы граждан, а также регулирует их обязанности перед другими».

«Поиски и изыскания кыргызского народа, направленные на формирование справедливого с их точки зрения Основного закона за последние годы существования независимого Кыргызстана говорят лишь о том, что народ живет, народ ищет, народ пытается достигнуть новых высот в своем развитии. В то же время, свержение двух бывших президентов страны говорит о том, что народ не потерпит больше фальши и обмана со стороны властей. Ведь кыргызский народ, как истинно свободолюбивый, до конца будет биться за свои идеалы и цели, не страшась ничего, и он никогда не постоит за ценой, чтобы обеспечить себе равные права», - отметила эксперт.

Надо надеяться, что данные поиски приведут Кыргызстан к эволюционному развитию и нахождению своего достойного места в этом постоянно меняющемся мире. Необходимо, чтобы каждый гражданин Кыргызстана чувствовал свою защищенность и верил в прекрасное будущее страны. Когда перед Законом будут равны все, тогда можно с уверенностью сказать, что мы построили цивилизованное государство. Это и будет всеобщим благом.

Антон Кубицкий

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий