«Со всех сторон кинулись к нему всадники, столпились, пытаясь подхватить тушу с земли. Но в давке сделать это было не так просто. Кони ошалело крутились, кусались, ощерив зубы… Как стаи быстрокрылых птиц, падающих на лету с крыла на крыло, носились по широкой степи убегающие и догоняющие их орды всадников. В воздухе клубилась пыль, звенели голоса. Кто-то падал вместе с конем. Кто-то летел через голову, кто-то, прихрамывая, догонял свою лошадь, но все до единого были охвачены восторгом и страстью состязания. В игре никто не в ответе. У риска и бесстрашия одна мать…». Чингиз Айтматов.
Если быть точным, то кок-бору — это симбиоз скачек и игры. Всадники борются за тушу козла — необходимо не только завладеть ею, но и удержать, забросить в «казан» (ворота) команды соперника, либо, по другим правилам, добраться с тушей до оговоренного участка, например, своего аула, дальше которого противники не имеют право бороться за нее. За действиями джигитов обычно следит конная судейская коллегия, состоящая из нескольких опытных всадников. Правила игры бору со временем изменились и стали менее жесткими. Кок-бору учат в спортивных школах ряда стран Центральной Азии, где по нему проводятся специальные соревнования.
Кок-бору, козлодрание — своеобразный конный футбол, в котором мячом как бы служит обезглавленная туша козла. Козел удобен тем, что шерсть на нем длинная, прочная и его можно на скаку подхватывать с коня за ногу или за шкуру.
Игра кок-бору известна с древних времен. Первоначально борьба за тушу козла не являлась только игрой, а была своего рода подготовкой и экзаменом будущих воинов. Молодежь нарабатывала навыки борьбы на конях, управления ими в экстремальных условиях настоящего боя. Есть свидетельства, что в игре участвовали сотни наездников и даже тысячи, а длилось такое состязание целый день.
Соревнования по кок-бору проходили и в советские годы, но они не имели статуса официальных чемпионатов. В 1998 году была создана Международная федерация кок-бору со штаб-квартирой в Бишкеке. До недавнего времени четко установленных правил не было. Но на сегодня правила игры таковы: в одной команде участвуют 10 всадников, но на поле могут находиться только четыре джигита от каждой команды. Участники имеют право меняться и даже менять своих коней. Игра состоит из двух таймов — по двадцать минут каждый. Она проходит на поле длиной около 200 и шириной около 80 метров. По бокам поля располагаются ворота диаметром около трех с половиной метра и высотой в полтора метра. Перед командой стоит задача — овладеть тушей козла и забросить ее в ворота противника.
«На официальных соревнованиях туша козла весит от двадцати пяти до тридцати пяти килограммов, но традиционно выбирали тушу большего веса — около шестидесяти килограммов. Используется только козлиная туша, так как шкура этого животного обладает особой прочностью и выдерживает напряжение, когда ее тянут участники в разные стороны. В современных вариантах иногда используется муляж», - отметил судья республиканского уровня Канатбек Маликов.
Как рассказал судья Ильяс Артыков, «в былые времена участникам козлодрания разрешалось применять физическую силу, бить соперников камчой, кожаной плетью, однако сегодня на официальных соревнованиях правила ограничивают возможности игроков, и за их неисполнение полагаются штрафные очки, вплоть до дисквалификации и удаления с поля. Разрешается поднимать улак (тушу козла) с любого места внутри поля, отбирать ее у соперника, передавать или перебрасывать партнерам по команде, отпускать, принимать тушу под ноги, держать сбоку или между ног коня, помогать партнерам доскакать с тушей и бросить ее в ворота соперника. При падении всадника или лошади игру останавливают и возобновляют после устранения причины остановки. При нарушении игроками боковой линии объявляется аут». «Во время соревнования запрещается поднимать лошадь на дыбы, бить грудью своей лошади коня соперника, держать за повод, снимать уздечку, хватать за руки или за пояс соперника, наносить удары рукой, ногой, стременами, камчой и поводьями другим всадникам и лошадям, привязывать тушу к седлу, ставить свою лошадь поперек скачущему, кричать или вступать в разговоры, продолжать борьбу после того, как туша заброшена в ворота соперника», - пояснил судья соревнований.
В некоторых странах Средней Азии соревнования по кок-бору активно поддерживаются на местном и государственном уровнях. Так, в Кыргызстане многие конные виды спорта дотируются из государственного бюджета. Кроме этого, игра кок-бору, как и некоторые другие этнические виды спорта, включена в программу Всемирных игр кочевников.
Накануне произошло ещё одно событие, которое позволит вывести на более высокий уровень национальную игру. Кок-бору включили в репрезентативный список нематериального наследия ЮНЕСКО. Такое решение было принято на 12-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия.
Нематериальное культурное наследие включает в себя обычаи и формы творчества, передаваемые из поколения в поколение. Среди них – устные традиции, исполнительское искусство, социальные церемонии, праздничные и ритуальные обряды, знания и представления, связанные с природой и Вселенной, а также техника традиционных ремесел. Напомним, ранее в список вошли: трилогия эпоса «Манас», «Семетей», «Сейтек», искусство акынов-сказителей, искусство изготовления традиционных войлочных ковров ала-кийиз и шырдак.
Подобное событие является ярким свидетельством того, что в современной и высокотехнологической истории всё ещё есть место древне-этническим традициям, без которых, собственно, человек и целый народ не имел бы самого главного – национальной самобытности, которая и определяет его историю, развитие, менталитет, и наконец, государственность.
ИАЦ «Кабар»
Антон Кубицкий
Комментарии
Оставить комментарий