Малый и средний бизнес имеет огромное распространение во всех странах, в странах с развитой рыночной экономикой. Именно малое и среднее предпринимательство является, чуть ли не основным производителем всего внутреннего валового продукта. Малый и средний бизнес, являются ключевыми игроками на рынке труда в большинстве стран мира. Вот почему развитие малого и среднего бизнеса это очень актуальный на сегодняшний день вопрос, ведь во всех странах СНГ малое предпринимательство достигает примерно 7% в ВВП отдельно взятого государства. Именно поэтому, будущее за малым и средним бизнесом.
Важную роль в вопросе развития малого и среднего предпринимательства играют Торгово-промышленные палаты стран СНГ. Как отмечает эксперт Элиза Толенова, «торгово-промышленные палаты государств-участников СНГ, осознавая социальную роль среднего класса, как гаранта стабильности в процессе становления демократического гражданского общества в странах Содружества и необходимость оказания содействия развитию малого бизнеса, выражают твердую решимость придать интеграционным процессам новый импульс. Для этого ТПП стран СНГ используют конкретные механизмы экономического сотрудничества и взаимодействия для выработки совместных эффективных стратегий стимулирования малого и среднего бизнеса».
Торгово-промышленные палаты государств-участников СНГ взаимодействуют с органами государственной власти, ассоциациями и общественными объединениями государств-участников СНГ, а также международными организациями по вопросам совершенствования и гармонизации правовой базы своих государств, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Также, принимая во внимание различную степень развития субъектов предпринимательства в государствах СНГ, особенности их развития в зависимости от региона и сферы деятельности, они будут стремиться координировать усилия по изучению организационных и экономических основ функционирования таких предприятий в интересах оказания им возможной поддержки.
Стоит отметить, что торгово-промышленные палаты государств-участников СНГ проводят консультации и взаимодействуют в получении, накоплении и обмене деловой информацией. Способствуют созданию информационного рынка в рамках СНГ и его интеграции в мировое информационное пространство, оказывают содействие взаимовыгодному обмену информационно-маркетинговыми банками и базами данных для субъектов предпринимательства, а также оказывают поддержку в подготовке и переподготовке кадров, работающих с информационными ресурсами.
Необходимо добавить, что ТПП государств Содружества осуществляют сотрудничество по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого и среднего бизнеса, в том числе путем заключения соответствующих договоров с высшими учебными заведениями, специализированными институтами и иными центрами обучения, а также путем участия в различных международных программах.
Развитие малого и среднего бизнеса всегда являлось главной задачей многих стран. Социально-экономическое развитие страны невозможно без динамичного развития малого и среднего предпринимательства, которое решает проблему безработицы, может выступать в качестве инвестора в национальную экономику. Во многих странах субъекты предпринимательства производят половину и даже больше внутреннего валового продукта. Пример, во Франции на долю МСБ приходится 56– 63% ВВП, в Японии – 54–56%, Великобритании – 51–54%, в США и Германии – около 50–54%, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона – примерно от 32,5 до 61%.
«Субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют порядка 33% рабочих мест в официальном секторе экономики в странах с низким уровнем дохода на душу населения, 66% – в странах с высоким уровнем. В частности, в США на долю МСБ приходится более 54% численности рабочих, занятых в частном секторе, в ЕС – около71%, в Японии – 72% . Проблема эффективности мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса впервые была затронута странами СНГ более двадцати лет назад. За эти годы странами Содружества было сделано немало. Необходимо отметить еще и то, что взаимоотношения между предпринимательством и властью на сегодняшний день приобрели особую значимость», - заявил эксперт Пётр Косицын.
Основные показатели, по которым субъекты предпринимательства относят к категориям малого или среднего предпринимательства, следующие: примерно три четверти рабочих, которые заняты на предприятиях. Столько же наблюдается активов предприятия. И примерно две четверти, это объем выпускаемой предприятием продукции. Указанные выше критерии применяются практически во всех странах СНГ.
Продолжает Косицын: «В качестве примера сравним характеристики критериев, используемых в разных странах для определения субъекта малого и среднего предпринимательства. В частности, стоит отметить, что Правительство Армении ведет целенаправленную политику развития малого и среднего бизнеса. В 2017 году количество субъектов МСБ в Армении составило около 71 тыс. ед. Увеличилась роль субъектов предпринимательства в формировании ВВП государства, к примеру, его вес составил 46,2% в 2018 году (для сравнения: в 2015 – около 42%). Согласно закону Правительства Армении «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» на реализацию программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства ежегодно выделяются средства из республиканского бюджета. Всего за 2006–2018 годы на эти цели было выделено около 3 с половиной млрд. драмов. В результате реализации государственных программ поддержки субъектов предпринимательства, были профинансированы более 50 тыс. субъектов МСБ. Создана инфраструктура развития финансовой поддержки. Расширены кредитные возможности посредством предоставления кредитных гарантий, реализован ряд мероприятий в области финансирования капитала, защиты интеллектуальной собственности, внедрения современных технологий, продвижения субъектов предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках».
Что касается Республики Беларусь, то там картина складывается следующим образом. Малое и среднее предпринимательство в Беларуси является перспективно развивающимся сектором экономики, увеличивающим свой вклад в обеспечение общего экономического роста. В 2018 году в Беларуси было зарегистрировано более 92 тыс. ед. субъектов МСП и около 220-ти индивидуальных предпринимателей. Следует отметить, что в Беларуси реализуются различные меры государственной поддержки, такие как: финансовая, имущественная, информационная. Оказывается содействие в повышении квалификации и переподготовке кадров, в развитии инфраструктуры бизнеса, а также во внешнеторговой деятельности субъектов предпринимательства.
Как отмечает эксперт, «практически во всех странах Содружества, источниками финансирования государственных программ по поддержке и развитию бизнеса являются средства республиканского и местных бюджетов. Малый и средний бизнес, к примеру, в Казахстане – это полторы тысячи субъектов предпринимательства, на которых официально занят каждый третий рабочий в Казахстане. За годы независимости правительством Казахстана было разработано и реализовано множество программ по поддержке малого и среднего бизнеса. В частности, на республиканском уровне сформирована комплексная система государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, и в период с 2008 по 2018 годы на осуществление программ государственной поддержки субъектам бизнеса из республиканского бюджета было выделено более 500 млрд. тенге».
Сектор малого и среднего предпринимательства составляет фундамент здоровой экономики. Гибкость и мобильность сектора позволяют избегать серьезных экономических кризисов, способствуют раскрытию инновационного потенциала экономики. Наряду с формированием благоприятной для малого и среднего предпринимательства инвестиционно-кредитной среды и фискальной политики, определяющим видится развитие специальной инфраструктуры для поддержки предпринимательства. Использование разных форм поддержки малых фирм, применяемых в зарубежных странах. Такая практика может быть полезной для Кыргызстана на решающем этапе трансформации экономики. Практика становления частного сектора в зарубежных странах показала, что важнейшим фактором поддержки развития малого и среднего бизнеса в переходной экономике со всеми ее противоречиями и ограничителями является государство. Наиболее динамично малое и среднее предпринимательство развивается в тех странах, где осуществляется широкая государственная поддержка субъектов предпринимательства, обеспечивающая развитие инфраструктуры, соответствующего законодательства для развития малого и среднего бизнеса и осуществляется значительная финансовая поддержка. Создание в стране совершенно новой экономической системы, функционирующей в условиях независимого государства, требует глубинных изменений во всех сферах экономической жизни.
Для Кыргызстана сектор малого и среднего предпринимательства имеет стратегически важное значение. Ожидаемые изменения в реальном секторе экономики могут происходить быстрее при новом поколении малых и средних предприятий. Вот почему сектор малого и среднего бизнеса рассматривается как основной мотивирующий фактор изменений, происходящих в экономике. Стоит сказать, что прямо сейчас, предпринимательство нуждается в государственной поддержке. Развитие же предпринимательства, позволит вывести государство на новый этап экономического развития и зарубежные рынки.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий