• 87
  • 91.29
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Как обезопасить регион в условиях пандемии

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Ситуация в мире к концу года становится всё более неспокойной. Зачастую, информационные ленты заполняются такими новостями, что приходится отодвинуть проблемы пандемии на второй план. Так, например, недавние события в нагорном Карабахе взбудоражили общественность, и не только тем, что там произошла война, но и словами экспертов о том, что в связи с нестабильностью в регионе возможны теракты. Помимо этого, в связи с нестабильной общественно-политической ситуацией в стране также возможны беспокойства. Так, в ходе недавней встречи Садыра Жапарова с представителями средств массовой информации, посол Азербайджана в КР Гидаят Оруджев, заявил о возможных терактах в стране во время переходного периода.

Борьба с экстремизмом сейчас ведется различными путями. Так правоохранительные органы научились выявлять скрытые ячейки, вербовщиков, и предотвращать угрозы для национальной безопасности. Однако, здесь необходим коллективный подход, например всех стран СНГ, ЕАЭС и других заинтересованных. В связи с этим экспертное сообщество обсудило вопросы безопасности в ходе конференции «Вызовы и угрозы безопасности Кыргызстана: роль КР в обеспечении региональной безопасности в контексте взаимодействия с ОДКБ, ШОС и СНГ», которую организовал клуб региональных экспертов «Пикир».

Эксперты считают, что нестабильность движется в сторону Центральной Азии. Так, Марс Сариев в ходе конференции поделился мнением, что сейчас необходимо делать тщательный анализ касательно Южного Кавказа.

«С моей точки зрения, очередь Центральной Азии уже настала. Буквально вчера я узнал, что западные чиновники из черных списков убрали радикальное движение. Уйгурский сепаратизм имеет сильные позиции. Именно сейчас, в рамках ИГИЛ они представляют собой командный состав и состав спецназа. За последние 5 лет они сильно опекались зарубежными спец службами. Они очень сильно экипированы и мотивированы. Мы превращаемся в некий филиал Ближнего Востока. Стоит понимать, что подразделения есть везде. Мы должны тщательно проанализировать изменившуюся ситуацию на Южном Кавказе. Я не совсем уверен, что в этой позиционной борьбе Россия выигрывает на Южном Кавказе. По большому счету Южный Кавказ становится больше зоной влияния не России. Следовательно, если посмотреть, то всё движется в сторону Центральной Азии. Мы находимся сейчас в большом геополитическом проекте», - делится эксперт.

Помимо этого, необходимо ясно понимать те глобальные процессы, которые сейчас происходят. Так, по мнению эксперта Токона Мамытова, радикальные силы сейчас действуют иным способом. Если ранее теракты были направлены на массовость, то сейчас они служат больше для привлечения внимания и новых последователей. То есть эпизод может быть один и не большой, однако, такие действия привлекут новые силы в ряды экстремистов.

«Мы должны знать какие вызовы и угрозы происходящие в мире процессы формируют. Нужно знать как эти процессы будут влиять на пространстве ОДКБ и ШОС. Мы должны обратить внимание и сделать анализ на те политические процессы, которые происходят у нас в регионе и вычленить – каковы политические и социальные механизмы, которые будут влиять. Если мы решим эти вопросы, то мы решим многие проблемные вопросы. Даже если решить их мы не сможем, мы будем знать о них и принимать меры, чтобы преуменьшить вред. Хочется также заострить внимание на том, что те террористические акты, которые прошли в Европе, мне кажется, что характер их отличается от того, что было раньше. Раньше был массовый характер, сейчас количество жертв меньше, но изменилась направленность. Эти теракты осуществляются для того, чтобы дать пример другим, призывают к повторению действий. Мы должны констатировать, что эти теракты основаны на совершениях аналогичных действий», - рассказывает Мамытов.

Касательно ситуации в Центральной Азии Токон Мамытов поделился мнением, что ситуация в Афганистане усложнила различные процессы в регионе.

«Что же касается азиатской части, учитывая последние новости, когда Вашингтон пытался организовать переговорные процесс, то здесь была попытка организовать диалог в двух направления Вашингтон – талибы и Кабул – талибы. Но вопрос уперся туда, что талибы поставили условия перед правительством Афганистана и Вашингтоном, чтобы выпустили их сторонников. В итоге множество боевиков выпущены на свободу и теперь пополняют ряды отрядов Талибан. Это усложнит процессы в регионе. Стоит понимать, что у нас нет единства и подходы у стран нашего региона разные. Мне кажется, что страны ОДКБ должны опираться не только юридические документы, не стоит забывать о тех документах, которые подписаны между странами входящими в ОДКБ, например, договор о вечной дружбе», - добавил эксперт.

Кроме того, стоит понимать, что экстремистские организации разрастаются, улучшают своё снаряжение и наращивают численность. Теперь это целые армии и это вызывает беспокойство как среди политиков, так и среди экспертов.

«На мой взгляд, если мы вернемся к ЦА, то основным источников угроз является Афганистан. Для эффективно противодействия терроризму необходима работа по линии спецслужб и по линии военных. Поскольку центром нашего внимания является Кыргызстан, то я хотел бы обратить внимание на роль авиабазы «Кант». Эта база в случае проникновения противника в страну, должна являться основным воздушным кулаком. И в интересах Таджикистана и других союзных стран. В этой связи хочу обратить внимание, что в Кыргызстане не всегда понимают значения этой базы. Например, расширение взлетной полосы. Многократная экспертиза всё разъяснила, но спекуляции происходят до сих пор. Кроме того, хочется обратить внимание, что определенные риски дестабилизации связаны и с наркотрафиком. Не секрет, что многие пути контрабанды контролируют боевики различных группировок. В рамках взаимодействия по этим каналам, эти организации могут проникать на территорию стран СНГ. Ранее уже были подобные сценарии, но они, к счастью, пресекались внутренними органами», - поделился глава евразийского аналитического клуба Никита Мендкович.

С другой стороны, эксперт Таисия Мармонова выразила такую точку зрения, что сейчас необходимо решать актуальные проблемы, например, коронавирус. Глобальные процессы приостановлены, как раз таки в связи с пандемией. Говорить о региональной безопасности стоит в тот момент, когда все вернется на свои места.

«Сейчас мы ничего не сможем сделать, так как многие процессы поставлены на паузу в связи с коронавирусом. Говорить о форматах союзов стоит тогда, когда мы начнем возвращаться к тем форматам общения, которые у нас были ранее. Сейчас необходимо решать вопросы нынешнего кризиса, и потом лишь решать вопросы будущего. 8 месяцев мы живем в состоянии закрытых границ. Тот комплекс мер, который принимается сегодня он один из самых жестких. Это всё бьет по экономикам стран. Это ведет к уровню падения ВВП. Что же касается статистики, то коронавирус был выявлен примерно в одно время, примерно при одних обстоятельств в КР и РК. Хронологические всё происходило идентично. В Кыргызстане примерно 1 из 4 больных – медик. Кроме того, захлопнувшиеся границы актуализировали проблему поставок. Это показало зависимость от импорта. Самый простой экономический анализ показывает, что в первую неделю наблюдался рост цен на продовольственные товары. Кроме того назревает управленческий кризис. Сегодня, в условиях коронавируса, управление идет по иному сценарию. Это всё не дает экономического эффекта. В итоге мы видим повышение курсов валют, наблюдались скачкообразные движения курса рубля», - рассказала Мармонова в ходе своего выступления.

Глеб Куренев
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий