Мало, кто уделяет внимание коллекторно-дренажной системе, а ведь она залог плодородия почвы. Дренажным системам в советское время отводилось отдельное место, поскольку от того, насколько правильно построена данная сеть, её глубина, зависел весь процесс земледелия. Нынешняя ситуация вокруг коллекторно-дренажных сетей стоит как никогда остро. Их не чистили, не ремонтировали, не реконструировали уже более 20-ти лет. За это время в ряде айыл окмоту дренажные каналы заилились настолько, что вскоре их уровень сравняется с уровнем земель приусадебных участков и орошаемых сельскохозяйственных угодий.
«Вопрос ветхости внутрихозяйственных поливных сетей не теряет своей актуальности. Я не говорю уже про катастрофическое положение коллекторно-дренажных систем. А ведь они играют ключевую роль. За последние лет 20 все дренажные каналы пришли в полную негодность из-за чего уровень грунтовых вод поднялся на критическую величину. Что это с собой может принести? Прежде всего, перенасыщение почвы солями и минералами, которые несут в себе грунтовые воды. Подобный аспект может пагубно отразиться на урожайности, на продуктивности садовых участков. Пока ещё никто всерьёз не озаботился существующей проблемой, а я как эколог с большим опытом могу заявить, что подобную задачу стоит решать и как можно скорее. В противном случае мы можем потерять достаточную долю плодородных почв», - рассказал эколог Мирзабек Абиев.
Стоит отметить, что на сегодня ирригационная сеть и система управления подачи поливной воды в КР разделена на так называемую межхозяйственную и внутрихозяйственную ирригационную системы.
1) Межхозяйственная ирригационная сеть (подает воду более чем 1 хозяйству/АВП) - это сеть, охватывающая магистральные каналы от источника воды (водохранилища, реки/дамбы и т.д.) до границы АВП. Сеть каналов находится на балансе государства, а система управления под ответственностью РУВХ и финансируется республиканским бюджетом.
Услуга государственная, числится в реестре государственных услуг как платная. Тариф оплаты от 1 до 3 тыйын за 1 куб воды. РУВХ - поставщик, АВП - получатель. АВП оплачивает РУВХ по договору поставки 3 т. за 1 куб. метров воды. Всего по КР протяженность межхозяйственных каналов составляет 5700 км и КДС 1200 км.
2) Внутрихозяйственная ирригационная сеть это каналы внутри АВП и на балансе АВП. Система управления на ответственность на АВП, и финансируется водопользователями через Плату за Ирригационные Услуги (ПИУ), которую фермеры по договору поставки оплачивают в АВП. Услуга не числится ни в реестре государственных услуг, ни в муниципальных услуг. Весь бюджет АВП на финансирование внутрихозяйственной системы ирригации – т.е. и операционные расходы по подаче воды и инфраструктура – складывается из ПИУ. На сегодня средний тариф ПИУ по КР составляет 770 сом/га. Всего протяженность внутрихозяйственных каналов по КР составляет 23200 км. и КДС 4500 км.
Когда ответственность за поставку воды возложена исключительно на общественную организацию в лице ассоциации водопользователей (АВП), невозможно обеспечить в полной мере капитальный ремонт, реабилитацию внутрихозяйственных ирригационных сетей и устойчивую подачу поливной воды фермерам.
Как говорит директор одного из крупных фермерских хозяйств Чуйской области Виктор Гулаков, «для приведения в надлежащий вид ирригационной сети у большинства фермеров нет средств. А она действительно нуждается в капитальном ремонте, реабилитации, или реконструкции. С каждым годом мы терпим колоссальные потери в поливной воде. Все те арычные системы, которые мы делаем каждый год перед основными полеводческими работами к середине лета полностью заиливаются и вода просто течёт в никуда. Конечно, мы понимаем, что внутрихозяйственная система ирригации полностью перейти на лоточную не может. Это довольно дорогостоящая работа, но ведь даже главные артерии, которые ведутся от основных поливных водоемов (прудов) приходят в негодность. Этим лоткам более полувека. Вот на что нужно обратить внимание. А также подчеркну, что никакая инициатива от местного фермерского сообщества по замене проблемных участков неспособна решить всю проблему целиком. Уверен, что государство должно озаботиться данным положением дел и в ближайшие годы начать решать сложную, но жизненно необходимую проблему».
Далее можем привести таблицу, в которой наглядно показаны данные соотношения протяженности ирригационных сетей и объёмов финансирования.
Соотношение протяженности ирригационных сетей и объемов финансирования.
Напрашивается вывод, что на 1 км межхозяйственных ирригационных сетей финансирование капитального ремонта и реабилитации составляет 53600 сом/км, на 1 км внутрихозяйственной сети 1260 сом/км. Концентрация финансовых ресурсов только на уровне межхозяйственных сетей не решает в полной мере вопрос доступа фермеров к поливной воде.
Ежегодно АВП на капитальный ремонт и реабилитацию внутрихозяйственных сетей покрывает не более 5% от потребности. Для полного покрытия потребности на эти расходы потребуется 250-300% увеличение платы за ирригационные услуги (ПИУ), что повлечет резкий рост на сельхозпродукцию и снизит ее конкурентоспособность.
Что касается международной практики для стран среднего и низкого уровня жизни то расходы на капитальный ремонт и реабилитацию частично, или полностью субсидируется из государственного бюджета.
Вся система управления поставками поливной воды на уровне внутрихозяйственных ирригационных сетей строилась на предположении, что местное водопользователи, объединившись в АВП, смогут самостоятельно решить вопрос экономической устойчивости организации и обеспечить устойчивую, качественную поставку воды. На таком же принципе основывалась политика по кредитованию АВП.
Но практика показала, что на этапе становления, АВП необходимо обеспечить сопровождение и помощь со стороны государственных органов. Такого рода поддержка должна иметь, прежде всего, управленческий характер, открывая возможности устойчивого партнерства государства и сообщества для достижения общей цели – повышения эффективности развития сельского хозяйства.
«Мы не против совместного участия с государством. Властям просто надо понять, что силами самих фермеров или местного самоуправления привести дренажные и поливные системы в надлежащий вид невозможно. Мы готовы к ряду консультаций, а также к конкретной работе. Для начала следует довести всё сказанное для компетентных лиц. А за выполнением задачи дело не встанет. Ведь каждый житель сельской местности, каждый фермер, прежде всего, сам заинтересован в этом», - подчеркнул Гулаков.
Следует сделать рекомендацию, которая бы побудила ответственность государства, к тому, что проблематика на сегодняшний день стоит очень остро и решать её стоит незамедлительно. При этом АВП становится главным партнером государства и проводником общей государственной политики по обеспечению фермеров поливной водой.
Данную ситуацию мониторит и Инициативная группа по продвижению задач по восстановлению инфраструктуры внутрихозяйственных ирригационных сетей и системы их управления. Эта группа проявляет большую активность и надеяться на то, что их работа будет также замечена, а главное поддержана.
Для справки: Инициативная группа по продвижению задач по восстановлению инфраструктуры внутрихозяйственных ирригационных сетей и системы их управления была создана 4 декабря 2018 года.
Цель Инициативной группы
Приведение в рабочее состояние внутрихозяйственной ирригационной инфраструктуры и продвижение и решение проблем в системе управления совместными усилиями (повышение потенциала заинтересованных сторон и проведение обсуждений с ЛПР)
Деятельность Инициативной группы
В 2018 году в Ошской и Жалал-Абадской области проведены 21 семинар с участием 35 органов местного самоуправления и 35 Ассоциациями водопользователей активно обсуждены проблемы внутрихозяйственных каналов. В 2019 году Инициативная группа провела во всех семи регионах страны общественные обсуждения. Участе приняли представитель исполнительной власти районного и областного уровня и представтели органов местного самоуправления и Ассоциаций водопользователей. В более 30 обсуждениях участие приняли больше 1000 человек. Рассмотрены и проанализированы задачи по обеспечению поливной водой фермеров и состояние внутрихозяйственных каналов. В ходе обсуждений в регионах со стороны фермеров были озвучены и подтверждены проблемы нехватки воды в нужном объеме в сезон, а также разрушенное состояние внутрихозяйственных каналов. Также в 2019 году совместно с Госагентством водных ресурсов создана рабочая группа, где Инициативная группа приняла участие проекта Закона по внесению изменений в систему управления ирригации.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий