Внедряя цифровизацию необходимо сразу наперёд учитывать и все те риски и угрозы, которые будут исходить от масштабности данного процесса. Интернет на сегодняшний день есть у каждого. Развитие новых технологий неизбежно привело к тому, что теперь не нужно покупать компьютеры, ноутбуки, достаточно иметь смартфон, и ты уже в своих руках владеешь любой информацией, которая льётся бесконтрольным потоком.
Как говорит эксперт в области высоких технологий, IT-инженер Руслан Абишев, «интернет полезен только для людей сведущих в нём в его бездонном пространстве. Для остальных это яма, которая наполняется разношёрстной информацией, 90% из которой, так называемый спам, проще говоря «интернет-мусор». Даже на многих информационных сайтах, или сайтах, которые несут в себе спортивную, или культурную тематику существуют фоновые окна, на которых мы видим рекламу различной продукции, в основном сомнительного качества и происхождения, а также попытки завлечь нас перейти на ту или иную страницу. Достаточно скандального, или сенсационного маленького заголовка и человек, который не знает, как работает данная технология, становится заложником ложной информации, или запутанной паутины из которой ему сложно выбраться наружу, поскольку, переходя по ссылке не факт, что источник открывается сразу, а даёт вам ещё множество ссылок. Это таит в себе угрозу, так сказать, «поймать» вирус, который обезоружит ваш гаджет. Вместе с тем, через вирус могут войти в ваше частное пространство хакеры, «сетевые охотники». Поэтому интернет сегодня больше угроза, чем польза».
Поэтому в Кыргызстане всерьёз озаботились тем, как же регламентировать, мониторить, блокировать или давать полный доступ ресурсам в бескрайних просторах всемирной паутины.
Стоит напомнить о том, что на общественное обсуждение с 14 мая 2020 года был вынесен законопроект «О манипулировании информацией». Инициаторами данного законопроекта выступили депутаты Жогорку Кенеша Гюльшат Асылбаева и Айнура Осмонова.
Согласно справке-обоснования, целью данного законопроекта является обеспечение прав и свобод граждан, юридических лиц и государства, и защита их от ложной или недостоверной информации, распространяемой в интернет-пространстве. Задачей данного проекта Закона является регулирование правовых отношений, связанных с распространением информации в интернет-пространстве, путем: определения субъектов правоотношения, функции уполномоченного органа при осуществлении регулирования, прав и обязанностей провайдеров и пользователей интернетом, установление правил определения места и времени совершения юридически значимых действий при использовании интернета. Актуальность данного законопроекта обусловлена тем, что действующее законодательство Кыргызской Республики должным образом не регулирует на правоотношения, связанные с распространением информации в интернет-пространстве.
«Подобный закон необходим. Мир практически полностью ушёл в цифровое пространство. Главным источником информации уже заметно давно стал интернет, а социальные сети, как основные производные всего этого процесса приобрели статус информационных площадок, мнений, микроблогов, но и площадкой распространения ложной, или как модно сейчас говорить, фейковой информации. Закон, который регламентировал бы интрнет-пространство, это не цензура, это не ущемление прав. Скорее, это создание здоровой интернет-среды, которая бы способствовала развитию таких направлений, как повышение уровня образования, получение достоверной официальной информации. Многие считают, что если в обществе назрел вопрос о контроле за интернет-пространством, то это знак ущемления демократических прав и свобод. Но это совсем не так. Я регулярно участвую в различных круглых столах, конференциях, где открыто, обсуждаются различные методы управления цифровым миром. Бесконтрольным он точно не может быть. В мои обязанности также входит: мониторинг социальных сетей. Я могу открыто заявить о том, что процент фейковых аккаунтов, которые регистрируются именно для того, чтобы создавать панические настроения, нагнетать сложную обстановку, особенно в развивающихся странах на волне какого-либо кризиса, заметно вырос за последние 5 лет. Это несёт большую угрозу вплоть до национальной безопасности. И разработка законопроекта по регламентированию интернет-пространства в такой стране как Кыргызстан, это объективная реальность. Население должно быть благополучным, заниматься привычным укладом вещей. Тем паче, что Кыргызстан добивается стабильности, как политической, экономической, так и социальной. Именно в этот период данной ситуацией могут воспользоваться фейкмейкеры и впустить в стабильную среду дестабилизирующий фактор. Инструмент есть и он сейчас не только эффективен, но и жутко популярен – это социальные сети. Поэтому не нужно в штыки воспринимать те преобразования, которые нацелены на оздоровление цифрового пространства», - отмечает эксперт.
В последние годы интернет стал самым популярным источником информации. Это вполне закономерно, поскольку поиск данных в сети удобен, прост и занимает гораздо меньше времени, чем поход в библиотеку, чтение архивов газет или даже просмотр телевизора. В связи с постоянным развитием интернет-технологий, в обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности интернета, а расширение его технических возможностей и аудитории, повлекло за собой появление множества информационных сервисов и ресурсов. Поиск информации через интернет стал прерогативой не только рядовых пользователей, но и государственных служащих, бизнесменов и коммерческих организаций. Однако имеются и отрицательные моменты, связанные с использованием сети интернет. В частности, затрагивает широкое поле интересов: от конфиденциальной информации до политики, общественного порядка и национальной безопасности государства. В этой связи в целях стабилизации и урегулирования данного вопроса законопроектом предлагается определить круг субъектов правоотношений, связанных с использованием интернета, функции уполномоченного органа при осуществлении регулирования, связанное с использованием интернета, права и обязанности провайдеров и пользователей интернетом, установить правила определения места и времени совершения юридически значимых действий при использовании интернета.
В частности можно обратить внимание на Статью 4 данного законопроекта, в которой говорится следующее:
1. Владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, на которых размещается информация, при размещении и использовании указанной информации, в том числе при размещении указанной информации на данном сайте или странице сайта иными пользователями сети Интернет, обязан обеспечивать соблюдение законодательства Кыргызской Республики, в частности:
- не допускать использование сайта или страницы сайта в сети Интернет для распространения ложной или недостоверной информации;
- обязан незамедлительно ограничивать или запрещать доступ к информации, распространение которой в Кыргызской Республике ограничено или запрещено;
- при размещении информации, направленной на получение неопределенным кругом лиц, обеспечить соответствие информации требованиям установленных законодательством Кыргызской Республики;
- осуществлять модерирование сайта или страницы сайта в целях предотвращения нарушений, установленных законодательством Кыргызской Республики.
«После прочтения вышеуказанной Статьи я не увидел ничего предосудительного. Всё вполне понятно и логично. Современное общество пока ещё до конца понимает угрозу, которая исходит из цифрового пространства. Прежде всего, это взлом личных аккаунтов, или электронных кошельков. Хакеры способны добраться до вашего кармана даже через любую вашу социальную сеть, где вы зарегистрированы. Поэтому любая попытка регламентирования интернета может нести в себе положительный эффект, в первую очередь», - говорит Абишев
Или пункт 3. Владелец сайта, владелец страницы сайта и пользователь в сети Интернет имеет право:
- свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- размещать или допускать размещение на своих сайте или странице сайта в сети Интернет текстов и (или) иных материалов других пользователей сети Интернет, если размещение таких текстов и (или) иных материалов не противоречит законодательству Кыргызской Республики.
2. Распространение ложной или недостоверной информации в сети Интернет не допускается.
«Как раз здесь и говорится об открытом доступе. Нет никакой цензуры, или ограничения пользования всемирной паутиной. Законопроекта направлен на обеспечение личной безопасности каждого гражданина. Но если в воздухе появился повод говорить об этом, и тем более создавать законопроект, значит, существует реальная угроза безопасности. Кыргызстан на пути развития цифровизации и именно сейчас подобный проект может быть своевременным. Главное, чтобы он не противоречил правам и свободам, а также был конкретным инструментом в достижении максимального эффекта», - подчеркнул эксперт.
Уже ясно, что подобный Закон жизненно необходим. Следует внимательно изучить его, есть уверенность в том, что он будет доработан, поскольку каждый день ситуация в мире может меняться, а принимаемый Закон должен быть постулатом на долгое время. Главное, это правильное восприятие данности обществом. Ведь законопроект, который направлен на защиту прав граждан в цифровом поле, это есть забота властей о своём населении и благополучии целого государства.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий