В Бишкеке сегодня состоялся очередной из целого ряда форумов и круглых столов, которые посвящены обсуждению, улучшению, дополнению национальной стратегии устойчивого развития КР на 2018-2040 годов.
Стратегия 2018-2040 «Таза Коом-ЖаңыДоор» нацелена, прежде всего, на реализацию амбициозных, но достижимых задач по развитию экономики Кыргызстана, выполнение которых станет возможным благодаря освоению и повсеместному внедрению цифровых технологий, программному подходу к стратегическому планированию, а также прогрессивной специализации экономики страны на отраслях, в которых страна располагает сравнительными преимуществами и которые способны оказывать положительные социальные эффекты на жизнедеятельность населения страны. Решение большинства социальных проблем, касающихся здоровья населения, усиления превентивных и трансформационных мер социальной защиты, предусматривающей социальную обеспеченность не только за счет перераспределения ресурсов, но и за счет активной политики занятости, социального страхования, развития проактивных мер социальной поддержки, будет открывать перед уязвимыми слоями населения более широкие возможности развития. Креативность и созидательность, трудолюбие и взаимоуважение, патриотизм и социальная ответственность должны стать ключевыми элементами, сопровождающими Стратегию нашего развития, в реализации которой будет участвовать каждый член нашего общества, желающий жить в новом времени нашего развития - экономически благополучном, социально благо - состоятельном и безопасном.
Кыргызстан – очень перспективная страна, с сильно развивающейся экономикой, которая вовлечена в межгосударственные интеграционные процессы. Страна с конкурентным человеческим капиталом и признанным новым вкладом в мировую культуру. На основе достижений государства и общества, совместного успешного преодоления вызовов сформирована осязаемая и устойчивая гражданская общность кыргызстанцев, которые разделяют уникальные ценности кыргызского народа и гордость за свою страну. Стратегия на 2018-2040 гг. нацелена на обеспечение достойных условий жизни народа за счет последовательного экономического роста, создания и сохранения достойных рабочих мест, равномерного развития регионов, усиления конкурентоспособности и экспортного потенциала страны, улучшения качества инновационного и производственного потенциала страны.
Достижение желаемой картины развития к 2040 году зависит от управления изменениями на каждом этапе. Высокая измеримость поставленных целей и задач, постоянный мониторинг прогресса, тщательное отслеживание индикаторов, а также система управления изменениями, позволяющие своевременно реагировать и вносить корректировки в результате внешних сдвигов, выступают как основное требование Стратегии. Стратегия должна заложить инструмент индивидуальной и институциональной ответственности за реализацию возложенных задач.
Сегодня же участникам Форума была дана возможность поучаствовать не только в обсуждении уже существующего проектного документа, но и внести в него свои чёткие предложения, для улучшения работы «Стратегии 2040».
Заседание было разделено на группы, так называемые, панельные сессии, где участники углубились в поисках рекомендаций по достижению оптимального вектора выполнения задач, которая перед собой ставит национальная стратегия устойчивого развития.
В частности, Мирлан Парханов, который является заместителем директора Государственного агентства по делам молодёжи, физической культуры и спорта при Правительстве КР, заявил о том, что «главным достижением стратегии должна стать задача привлечения молодёжи в процесс её разработки, ибо именно новое молодое поколение государственных служащих и управленцев будет определять работу и совершенствование стратегии через 20-30 лет».
Как заявил Токтогул Джумадилов немаловажно сделать следующее, а именно «изменить регламент работы Правительства и установить оптимальные сроки согласования документов, коими являются 30 дней. А также оказать защиту позиций служащих от авторитарного принятия решений».
Большой ряд предложений внёс Токтогул Какчекеев, независимый эксперт. Конкретно он предложил «создать отдел общей разведки, которая будет осуществлять связь госслужащих с криминальными структурами, террористическими организациями и т.д. Исключить партийно-политический подход при решении кадровых вопросов, связанных с высшими политическими должностями».
Какчекеев особо подчеркнул важность создание или возрождение основ и принципов ГТО для обеспечения элементарным знанием и умением граждан реагировать на различные чрезвычайные ситуации, которые как никогда актуальны именно сегодня.
Затем слово взяла профессор АГУПКР Токона Ожукеева. Она предложила «персонифицировать ответственность по вертикали при решении отраслевых вопросов. Довести до конца административно-территориальную реформу. Объединить программы реформ с программами по развитию, а также проанализировать их общую эффективность».
Свои предложения вынес для рассмотрения и Асылбек Болотбаев, экс-заместитель директора Государственной кадровой службы КР. В частности он сказал «о важности изменения системы обучения при формировании человеческого капитала с обязательной подготовкой назначенцев на высшие государственные должности». Особо важно, по мнению Болотбаева, «это периодическое проведение оценки и анализа исполнения стратегий и программ, которые существовали до этого исторического момента».
Также в рамках заседания панельной сессии выступил Заместитель председателя Совета адвокатов адвокатуры КР Женишбек Арзыматов. Он заявил о необходимости совершенствования координационных программ в различных сферах, таких как: молодёжная, сфера гендерного равенства, сфера здравоохранения, образования). «Обязательна унификация регламентов работы в области документооборота и деловой терминологии в различных органах власти (Жогорку Кенеш, Правительство и Аппарат Президента). Также следует оказать поддержку в развитии института адвокатуры в КР и наладить сотрудничество с государственными органами», - отметил Арзыматов.
По итогам панельных сессий была принята резолюция, которая будет направлена в соответствующие инстанции для рассмотрения и анализа вынесенных предложений в рамках состоявшегося Форума.
Одно можно заявить с полной ответственностью, что государственным чиновникам, специалистам в различных областях, представителям науки, гражданскому обществу небезразлична судьба и будущее государства. Именно поэтому до окончательного принятия документа национальной стратегии устойчивого развития КР на 2018-2040 гг. проходят конструктивные споры, диспуты, дискуссии, которые нацелены на совершенствование «Стратегии 2040». Это очень важный, и во многом уникальный момент, которого история Кыргызстана ещё не знала. В стране по-настоящему работает демократия, которая базируется на открытом обсуждении ключевого документа в развитии будущего страны. Подобный пример, который реально показывает Кыргызстан, может стать основой для дальнейшего развития демократических преобразований в Центрально-азиатском регионе.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий