Один из самых интересных моментов жизни любого творческого деятеля, это временная или ситуативная эволюция. Многое изменилось после распада СССР. Новые веяния, новые возможности и перспективы открылись перед журналистами, писателями, режиссёрами. Этот «свежий ветер» определённо повлиял и на сознание Чынгыза Айтматова. Его самым ярким бестселлером этого периода стала книга «Тавро Кассандры», которая была рождена в новую эпоху эмоций, трансформации сознания.
«Тавро Кассандры» - это своеобразная рефлексия прозаика на экологический и духовный кризис современной цивилизации, попытка осмыслить пути дальнейшего развития человечества. Повествованию в романе предшествуют два эпиграфа - отрывок из мифа о предсказательнице Кассандре и известные слова Екклесиаста: «А блаженнее из обоих тот, кто еще не существовал, кто не видел злых дел, какие делаются под солнцем».
Как рассказал литературовед Руслан Далеев, «именно этот посыл, задающий основной тон айтматовской прозы, которая является организующим началом «внутренней стройности повествования, непривычной композиционной архитектуры. Айтматов попытался использовать самые, казалось бы, разнородные стилевые манеры - от философской лирики до телерепортажа - не вызывают впечатления хаотичного нагромождения мало связанных друг с другом кусков жизни, а, наоборот, вызывают гармоническое чувство «всего мира в одном себе».
«Сюжетная коллизия романа развивается вокруг письма от космического монаха Филофея его Святейшеству Папе Римскому. Открытая им теория о кассандро - эмбрионах, уже в первые недели внутриутробного развития предчувствующих бессмысленность своей будущей жизни и в эсхатологическом страхе посылающих сигналы о нежелании жить, вызывает шок на всей планете: «...Число кассандро - эмбрионов непрерывно растет. Причина этого - в эскалации в подкорке мирового сознания ощущения порочности и гибельности вечно экстремального людского бытия. Тавро Кассандры - закадровый голос эмбрионального эсхата, напряженно и отчаянно ожидающего уже в утробе матери приближение конца света. Это убивает в нем естественную тягу к жизни» - констатирует Филофей», - эксперт привёл отрывок из произведения.
Чынгыз Айтматов в данном произведении достигает своего апогея в философской трактовке своих произведений. Именно в «Тавро Кассандры» он достигает уровня грандмастера философии. Его необыкновенная подача поразила всю мировую литературу. Да, его произведения в разные годы отличались витиеватостью сюжетных линий, которые зачастую переплетались с библейским сюжетом. Особенно читатель помнит подобные параллели в книге «Плаха». Но в «Тавро Кассанды» Айтматов пошёл выше. Такое впечатление, что новая жизнь государства и его перспективы независимого развития вдохновили писателя на новую, небывалую до селе высоту. «Тавро Кассандры» - это был Вселенский уровень.
Для начала, стоит сказать, несколько слов о космическом монахе Филофее. «По описанию Филофею было лет пятьдесят с небольшим. С продолговатым лицом, с русыми волосами, свисавшими до сутулых плеч. И борода рыжеватого оттенка с проседью. Он был неким странником, который повстречался на дороге, куда-то идущий с котомкой и посохом, приостановившийся уточнить, туда ли он держит путь, куда ему следовало. Во взгляде - озабоченное внимание и целеустремленность. Именно как путника изображает его автор. Филофей - это скиталец в безбрежном мироздании космической вечности, возможно, случайно занесенный на эту порочную планету, или же, напротив, чтобы принять испытание, через которое он сможет спасти всё человечество», - рассказывает эксперт.
Тут стоит дать пояснение, что в миру он - русский ученый профессор Андрей Андреевич Крыльцов, человек лишенный корней конкретного происхождения. Он не имел прошлого и он, по сути, лишён будущего, не знающий ни матери, ни отца. Именно комплекс подкидыша оказывается решающим в выборе сферы деятельности - разработке программы по созданию иксродов, людей, не скованных родственными отношениями. Такие люди, по мнению создателей этой программы, являются предельно надежными, кто не остановится в решающий момент ни перед чем, не задумается ни о ком и ни о чем.
Не удивительно, что в один из самых трудных и противоречивых периодов мироздания писатель взялся за труд столь серьёзный, Вселенского по своей мысли. 90-е годы, это трансформация не только человеческого сознания на постсоветском пространстве, но и новый мировой порядок вещей, как политических, экономических, так и социально-культурных. Практически каждый задавался вопросом: а, что дальше? Мы все получили неограниченные возможности для всеобъемлющего развития. Общество получило, главное – свободу. А, мысль в свободной природе способна творить чудеса, но и заводить в непролазные философские дебри.
Что хотел сказать в этом произведении Чынгыз Айтматов созданием, так называемых иксродов?
Как отмечает литературовед, «создание людей подобного рода было засекреченным социальным заказом определенных государственных структур. В какой-то момент и перед Крыльцовым, главным мозговым центром этой идеи, сверкнет истина: «Ведь фактически и я был иксродом, - пусть и законнорожденным, но именно таким, без происхождения, несгибаемым, невозмутимым, если не сказать бессердечным в своих поступках, прослывшим жестоким специалистом своего дела, человеком, не распылявшим своих способностей и времени, ни на что другое, кроме целенаправленной деятельности», - эксперт приводит слова из книги, которые принадлежат учёному Крыльцову.
Однако Айтматов верен себе и в новую эпоху своей творческой деятельности. Его главный герой хочет показать свою уникальность, а может и исключительность, но его волнует и другой немаловажный вопрос - этико-моральная сторона данного проекта. В особенности, сильно взволновавшие его после встречи с женщиной с иной философией жизни, которая бесстрашно вступает в неравный диалог: для Крыльцова при первой и, как окажется потом, последней встрече с ней она просто «инкуба», как и сотни тысяч других «заключённых», которым «посчастливилось» значительно сократить свой срок отбывания наказания.
Поясняет литературовед, «для нее встреча с профессором, как с «сатаной» - это способ высказать свои суждения, свое мнение о бесчеловечном проекте, который так жестоко вмешивается в таинство рождения».
Иксроды - это своего рода потребность времени. Через этот символ писатель развивает мысль о том, что в цепи развития человеческой эволюции велика ответственность каждого субъекта как перед прошлым, так и перед будущим. Родовая вина, поколениями накопленная в индивиде, влияет и на будущие поколения, упрочивая бездну негатива в каждом вновь рожденном на свет, чтобы продолжить неуклонное движение к апокалипсису. Понять же глубину утопичности этой теории помогает, как уже было сказано, сама жизнь - женщина со старинным именем Руна. Она заставляет всколыхнуться в душе Крыльцова лежащие на самой глубине сомнения: а верно ли он поступает, где грань между гениальным научным открытием и преступлением перед совестью и гуманизмом.
«Именно Руна открывает ему глаза на весь ужас его опыта - работы бесчеловечной, антигуманной. Руна поразила и заинтересовала Крыльцова с первого взгляда, так как она совсем не была похожа на других заключенных: прежде всего он заметил очки - признак общности с культурой, образованностью. Познакомившись с ее личным делом, Крыльцов понимает, что она не просто заключенная, это истинный борец за справедливость, за совесть в человеке. При этом Руна всеми средствами, всей своей жизнью утверждает правоту своих убеждений, даже если это с точки зрения логики бессмысленно. Обреченность подобного способа спасения мира понимает и Крыльцов, понимает он и то, что надо предупредить людей о заложенных в них сгустках зла, ненависти, страданий, которые неизменно приведут к гибели всего живого», отмечает литературовед.
Сознание писателя привело его к написанию этого романа по вполне объяснимым причинам. Распад СССР, а значит и падение диктатуры, которая не всегда держала курс объективным путём для каждого своего островка, для каждого гражданина. Диктат не только не давал ментально развиваться, продвигать вполне адекватные идеи во многих областях жизнедеятельности, но и влиял на сознание живущих под ним. Сознание, которое было практически неспособно принимать самостоятельные решения. Это несправедливость по отношению ко многим одарённым представителям поколения и подвигла Чынгыза Айтматова к написанию, столь сложного произведения.
Писатель не стал грубо открывать карты перед своим читателем. Аллегорически он вновь остался верным себе. Именно в аллегориях писателю не было равных, хотя и раскрывал характер и суть, подчас без опасения за жёсткую цензуру. Правдивость, гласность его произведений – вот главный росчерк писателя. Благодаря его смелости и постоянной находчивости советская, а впоследствии и мировая литература получила уникального создателя и просветителя своего времени.
В «Тавро Кассандры» Айтматов стал ещё и неким связующим звеном между пространством и временем. Нелегко было прожить это период. Сложность заключалась в том, что в 90-е годы настало время очень сильных ломок. Неизвестность будущего, но и свершившаяся реальность, которая открывала двери туда, куда раньше не могли даже постучать, всё это давалось с трудом. Культура, воспитание, среда обитания и наконец, менталитет – всё это в купе претерпело значительные изменения. И только гениальный дар свыше, которым обладал Чынгыз Айтматов, позволил ему эволюционным путём пройти этот сложный период.
Все эти темы были необычайно популярны в 90-е. Свобода породила многих вольнодумцев, которые иногда платили за это самой дорогой монетой. Мировая ситуация также способствовала различным настроениям. В целом стоит действительно сказать о том, что наряду с множеством граней таланта Чынгыза Айтматова, он имел, пожалуй, главный – он чётко мог передать дух времени и оставаться всегда в его авангарде.
«Парадокс финала - смерть пророка-спасителя можно сравнить лишь со смертью ребенка - человека будущего. Главная мысль, заключённая в романе - самоубийство во имя жизни. В романе доминантой звучит мотив жертвоприношения. Трагичен финал романа: печальна судьба носителей нового знания, будь то интуитивное или рефлективное постольку, поскольку они, оказавшись преждевременными, не находят понимания и отклика у людей», - заключает эксперт.
Лейтмотивом же прошедшим через весь роман является мысль, что всему своё время, которое само всё расставит на круги своя. Лишь эволюции позволено вершить задуманное. Те же, кто искусственно собирается совершить прыжок через неё и время, будут непременно наказаны. «Тавро Кассандры» преодолевает нигилизм, прославляя добрые и светлые начала в природе человека, потому что вера в человеческий разум, пусть и далеко несовершенный, но все, же способный путем саморефлексии достичь истины.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий