ИАЦ «Кабар»: Экономическая амнистия в Кыргызстане: причины и эффективность

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В Кыргызстане начата полномасштабная операция по возврату капитала в казну республики. Укоренение теневой экономики, возросшие коррупционные проявления привели к тому, что Кыргызстан регулярно стал испытывать большие затруднения по части формирования государственного бюджета. Исполняющий обязанности Президента и премьер-министр КР Садыр Жапаров объявил в стране экономическую амнистию, при этом были определены сроки – 30 дней. За столь короткий промежуток времени компетентные органы должны будут провести широкомасштабные расследования, а сами субъекты и объекты экономических отношений должны будут поспешить вывести свой капитал из тени.

Если разбираться в сути данной инициативы то надо отметить, что она состоит в том, что пополнение государственного бюджета, теперь будет возможным через возвращение ранее незаконно вывезенного за пределы государства капитала, в том числе в оффшорные зоны, а также выведение в правовое русло из тени ресурсов бизнес-сообщества. Кроме того, было сказано о создании равных условий для всех субъектов предпринимательства, достижении положительных макроэкономических показателей и обеспечении выплаты внешнего долга страны.

В частности стоит заметить, что как раз сейчас начаты и расследуются уголовные дела по фактам незаконного вывода кредитных средств за границу в период с 1993 по 2002 годы. Это сообщает пресс-служба Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) КР.

По ее данным, Антикоррупционная служба (АКС) ГКНБ в рамках проводимой работы по выявлению и документированию фактов присвоения бюджетных средств установила, что в период с 1993 по 2002 годы должностные лица высших госорганов КР в сговоре с представителями иностранных банков под предлогом развития пищевой, легкой и фармацевтической промышленности, горнорудной отрасли, строительства мусороперерабатывающих заводов, организовали коррупционную схему по получению и выводу кредитных средств за границу.

Так, установлено, что за указанный период такими предприятиями, как АО «Кара-Балтинский горнорудный комбинат», АО «Жибек-Жолу», ОАО «Казкоммерцбанк», АО «Жылдыз», «Кыргызпотребсоюз», АО «Жанар», ОсОО ЧАК (Чуйская Агропромышленная Компания), Гостинично-ресторанный комплекс «Ала-Тоо», АООТ «Кыргыз Агробизнес Компани», ГП «Буудай» и другими в иностранных банках под гарантию правительства КР были получены более 40 кредитов на сумму около 1 млрд. долларов США.

В качестве залогового обязательства международным банкам предоставлялась часть золотовалютных резервов республики на суммы получаемых кредитов. При этом получаемые кредитные средства не поступали в республику, а были переведены на счета других иностранных банков, находящихся за границей. Впоследствии предприятия-кредитополучатели признавались банкротом и ликвидировались, а иностранные банки после не выплат кредитов забирали залоговое золото. Также следствием установлено, что по отдельным кредитам государство выплачивает кредиты по сегодняшний день.

«Подобная инициатива или даже масштабная экономическая операция, это шаг в сторону стремительного поиска путей выхода из сложившейся ситуации. В последний год Кыргызстан заметно стал испытывать проблемы с формированием госбюджета. Страна находилась на грани банкротства, фактором, который так пагубно отразился на экономических процессах стала пандемия коронавируса. Но не он (COVID-19) один довёл страну до такого положения. Много лет в Кыргызстане процветает теневая экономика. И это самый важный аспект, если исходить из анализа экономической ситуации в стране. Не будем забывать, что кыргызская экономика зависит и от донорской помощи, но никакой отчётности по финансовым каналам, поступающих денежных средств, не проводилось и деньги в некоторых случаях пропадали, как говорится в воздухе. Конечно, нужна была серьёзная встряска. Это идея исполняющего обязанности Президента и премьера Кыргызстана Садыра Жапарова может произвести значительный эффект. Но как мне кажется, маловат срок. Хотя если данная инициатива проявит себя с эффективной стороны, она может быть и продлена. В этом тоже будет разумное зерно», - заявил эксперт института стратегических исследований в области мировой экономики (г. Санкт-Петербург) Руслан Покровский.

Надо признать, что к этому времени есть и первые результаты. С 15 октября возмещен ущерб государству на сумму около 600 млн. сомов. Об этом также сообщает пресс-служба Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) КР.

«Антикоррупционной службой ГКНБ на постоянной основе проводится работа, направленная на выявление возмещение ущерба, причиненного государственному бюджету в результате совершения преступлений коррупционной направленности», - говорится в сообщении.

Так, принятыми мерами в рамках расследования соответствующих уголовных дел с 15 октября 2020 года по настоящий день в государственный бюджет КР был возмещен ущерб на сумму 575 млн. сомов. ГКНБ продолжаются соответствующие мероприятия по возмещению ущерба, причиненного государству от совершения коррупционных преступлений, о чем общественность будет своевременно информирована.

Как заметил российский экономист, специалист в области мировых экономических систем Денис Куляш, «мировая практика подобных амнистий свидетельствует о противоречивой картине. Это может принести заметный эффект по принципу «здесь и сейчас», но вопрос вот в чём, а готовы ли надзорные органы вот так сразу выполнить такую серьёзную задачу. И другое, готовы ли представители бизнеса после стольких лет нахождения «в тени» открыто выявить экономические правонарушения, или напротив узаконить свой капитал. Нет, инициатива на самом деле более чем смелая. Но работа предстоит такая объёмная, что срок в 30 дней, я также признаю недостаточным для реализации. В этот период времени, по большому счёту, возможно, только структурировать и начать расследование. Уверен, что фактов будет немало. На качественное осуществление подобной экономической операции должны уйти годы, около трёх-пяти лет, как минимум, учитывая сложную экономическую ситуацию в КР. Но стремление у новой власти Кыргызстана вывести страну из глубокого экономического кризиса достойно похвалы».

Существует живой и яркий международный пример. Если говорить об успешной борьбе с коррупционными явлениями, то зачастую эксперты вспоминают Сингапур. Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю начал жесткую борьбу, причем начинал он со своих родственников и политических партнеров. Также было изменено законодательство. При подозрении в коррупции, чиновник считался виновным, и он должен был доказать обратное, в противном случае он отправлялся в тюрьму.

Готовы ли к такой ментальной революции в Кыргызстане? Отмечаем, начатая инициатива уже запущенный механизм, остаётся надеяться на то, что он проработает как надо, без сбоев, а бюджет страны будет пополнен.

Как сказал экономист, магистр экономики и управления Артём Левенков, «кыргызские власти пытаются решить основную проблему, вывести страну из теневой экономики. Где-то в какой-то момент научить бизнес не скрывать свой капитал. Ведь налоговые отчисления увеличивает бюджетную составляющую, за счёт этого у государства появляются возможности повышать заработные платы и пенсии и соответственно создавать совсем иную покупательскую способность. Мы имеем круговорот денег. Экономическая амнистия может стать мотивом ментального и психологического сдвига в общественном сознании. Хочу добавить и то, что теневая экономика оказывает деструктивное влияние на экономический рост любого государства. Кыргызстан, насколько я осведомлён, в последние годы испытывал значительные трудности с формированием бюджета. Особенно сильное влияние на кризис в бюджетной части оказал вирус COVID-19».

В связи с этим, стоит подчеркнуть, что по предварительным данным, Государственная налоговая служба (ГНС) КР в октябре 2020 года собрала 7 млрд. 590,9 млн. сомов налогов и платежей. Установленный план выполнен на 123,4%, или перевыполнен на 1 млрд. 440 млн. сомов. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года поступление налогов увеличилось на 839,5 млн. сомов. В целом за 10 месяцев текущего года собрано 62 млрд. 646,1 млн. сомов налогов и платежей.

За счет перевыполнения плана по налогам за последние 5 месяцев текущего года Налоговая служба добилась сокращения отставания на 5,7 млрд. сомов, возникшего вследствие ограничительных мер по противодействию пандемии коронавируса. Так, в марте, апреле и мае текущего года выпадения по налогам составляли в общей сумме 6,4 млрд. сомов.

«Причины возникновения предпосылок к развитию теневой экономики могут послужить, во-первых, отсутствие эффективной системы государственных институтов. Это приводит к осознанию возможности бесконтрольных финансовых потоков, которые проходят мимо государственной казны. Ещё одна причина кроется в высоких трансакционных издержках ведения легального бизнеса. Другими словами необходимо создавать реальные процентные ставки по кредитам, а также произвести налоговую индексацию, чтобы бизнес не боялся налогового бремени. Как я упомянул выше, следует после того, как будет окончена экономическая амнистия, обратить внимание на развитие банковской системы. Бизнес должен быть доступным и получать стабильную страховку в случае каких-либо перемен, политических, экономических, то есть бизнес-сообщество нуждается в безопасности. Кстати, недавнее создание института бизнес-омбудсмена также впоследствии может быть более эффективным. Но, а пока сама затея экономической амнистии вполне оправдана. Важно, как начнут работать экономические (отраслевые), налоговые, банковские механизмы после её окончания», - отметил эксперт.

Сам процесс экономической амнистии запущен, следует проанализировать его эффективность сразу после окончания данной операции. Ну и, как было отмечено, следует ожидать более эффективной работы в экономической зоне, для создания благоприятных дальнейших условий развития бизнеса в Кыргызстане. Что же касается самого бизнеса, то для него наступает время показать свою прозрачность и доказать дееспособность именно в такой среде.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий