С каждым годом роль международных организаций и различных союзов увеличивается. Как растёт и их влияние на мировые процессы в разных областях жизнедеятельности. Главным и приоритетным направлением большинства объединений является экономический рост и благосостояние граждан, а также их защищённость. Единый Экономический Союз не стал исключением. Наибольшее влияние на становление и всестороннее развитие, разумеется, играют политические элиты.
Как рассказал профессор СПбГУ Александр Курочкин, «политическая элита как наиболее активная компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она использует различные технологии и инструменты, позволяющие участвовать в разработке и принятии стратегических решений, руководстве их реализацией, определении направлений общественного развития, формировании внутренней и внешней политики государства. Важнейшее место в арсенале политической элиты занимает международное позиционирование, целью которого является получение международной поддержки, достижение и удержание позиций в межгосударственном рейтинге, повышение авторитета страны на международной арене. Наиболее эффективным и успешным примером международного позиционирования выступает продвижение евразийского интеграционного проекта, который, во-первых, является результатом элитного конструирования, во-вторых, реализуется только при активном участии элит ряда постсоветских государств».
Для того чтобы все механизмы работали и взаимодействовали необходима, прежде всего, политическая воля и инициативы от первых лиц государства. В этой связи, стоит отметить, что Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков на расширенном заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) предложил создать орган по регулированию общего электроэнергетического рынка, как наиболее важного инструмента по части создания зоны энергетической безопасности стран центрально-азиатского региона.
«Появление новых сфер регулирования требует эффективного управления, соответственно, создания новых органов Союза. Предлагаю рассмотреть целесообразность создания органа по регулированию общего электроэнергетического рынка. Учитывая свой электроэнергетический потенциал, Кыргызская Республика готова разместить у себя подобный орган», - отметил он.
Также, глава государства обратил внимание на актуальный вопрос, связанный со значительным разрывом между экономиками государств-членов ЕАЭС.
«Тенденция сохранения разрыва между странами Союза может неблагоприятно повлиять на развитие Евразийской интеграции в целом. Нам необходимо найти консенсус по вопросу укрепления экономик и обеспечения их гармоничного развития и сближения. Предлагаю поручить Комиссии провести анализ различных механизмов поддержки и развития стран с малыми экономиками. И подготовить конкретные предложения для внедрения подобного механизма в нашем Союзе», - сказал Жээнбеков.
Для претворения в жизнь всех принципов и постулатов ЕАЭС следует отладить все таможенные процессы и разрешить накопившиеся споры. Кыргызстан заинтересован в прозрачности и объективности таможенного контроля на внешних границах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом сказал Президент Жээнбеков.
«В последнее время участились случаи высказывания критики в наш адрес в сокрытии таможенных пошлин. Мы заинтересованы в прозрачности и объективности проведения таможенного контроля на внешних границах Союза. Поэтому предлагаю ввести «тройной» таможенный контроль с участием представителей заинтересованных сторон из числа членов ЕАЭС и ЕЭК. Итоги и выводы совместного контроля должны быть открытыми для широкой общественности. Такая процедура могла бы снять претензии одной страны к другой», - сказал Жээнбеков.
Также глава государства считает необходимым продолжить работу по созданию благоприятных условий для трудящихся путем совершенствования правовой базы Союза.
По его словам, не менее важным направлением является устранение препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС. «Эффективность нашего Союза зависит от способности создавать равные конкурентные условия как между его членами, так и с третьими странами. Однако наблюдается рост барьеров и ограничений. В этом направлении Кыргызстан выступает за системную работу по их устранению», - сказал он.
Далее Президент Кыргызстана назвал самые приоритетные направления работы Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По его словам, это реализация цифровой повестки и формирование единого рынка трудовых ресурсов.
Как отметил президент, несмотря на воздействие глобальных экономических вызовов, формирование Союза продолжается. Сегодня ЕАЭС позиционируется как быстро растущее интеграционное объединение. Важно сохранить тенденцию роста. Для этих целей необходимо и далее продвигать приоритетные направления Союза. Одним из направлений является реализация цифровой повестки.
«Мы уже имеем некоторые результаты. Необходимо и далее создавать общие цифровые процессы для бизнеса и государственного сектора. Мы приветствуем совместные усилия государства и бизнеса с целью реализации цифровой повестки Союза до 2025 года. В рамках данного вектора развития, текущий год в Кыргызстане мною объявлен «Годом развития регионов и цифровизации страны», - сказал он.
Глава государства отметил, что вторым направлением Союза является формирование единого рынка трудовых ресурсов.
«Убежден, что подписание Соглашения о пенсионном обеспечении станет большим шагом в достижении равноправия трудящихся Союза. Считаю необходимым продолжить работу по созданию благоприятных условий для трудящихся путем совершенствования правовой базы Союза», - подчеркнул Жээнбеков.
Ведь нельзя отрицать того, что гуманитарное направление взаимоотношений может привести к значительному развитию данного союза. Надо сказать, что трудовые мигранты из Кыргызстана получили равные экономические права с гражданами других стран Союза. Гражданам Кыргызской Республики, работающим на территории других стран ЕАЭС, не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности, отменено требование о получении квот на трудоустройство. Граждане Кыргызстана и России на территории России и Кыргызстана соответственно вправе не регистрироваться в компетентных органах, если срок их пребывания не превышает 30 суток со дня въезда.
Действует норма о взаимном признании дипломов практически по всем профессиям. Договором о ЕАЭС предусмотрено применение государствами-членами национального режима в области социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. С первого дня работы по контракту или договору граждане, работающие на территории другого союзного государства, облагаются налогом на доходы по резидентской ставке. В перспективе планируется реализовать закрепленное в договоре о ЕАЭС обязательство стран-участниц об экспорте пенсий.
Исходя из всего вышесказанного, можно предопределить, что впереди Кыргызстану, как и остальным членам ЕАЭС предстоит проделать большую работу по устранению недочётов, которые в основном появились из-за недостаточно самостоятельного опыта ведения работы в новых условиях региональной и мировой политики и экономики. Тем не менее, место для положительной динамики улучшения рабочих процессов уже имеет под собой реальную почву.
Кыргызстан впервые в своей истории столкнулся с полномасштабной работой в рамках евразийской интеграции и взаимодействия с другими государствами на уровне новых объединений. Надо признать, что руководство страны и граждане республики по истечении последних лет подобной работы добились определённых успехов в налаживании различных механизмов для более эффективной работы в рамках новых вызовов, которым определённо стало вступление в ЕАЭС.
«Если изначально стратегическими целями ЕАЭС были заявлены создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения и формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, то в последующие годы евразийская тематика приобрела особую значимость в заявлениях политических лидеров и программных государственных документах, определяющих стратегии решения глобальных и региональных проблем. Сегодня в контексте евразийской интеграции рассматриваются вопросы экономического и гуманитарного сотрудничества, экологии, терроризма, наркотрафика, вооруженных конфликтов, расширения НАТО, мирового экономического кризиса, евроинтеграции, нарастания миграционных потоков, угрозы утраты цивилизационной самобытности, кризиса традиционных ценностей, кибербезопасности», - подчеркнул профессор СПбГУ Александр Курочкин.
Сейчас ЕАЭС активно ищет пути сотрудничества с другими серьёзными организациями, такими, как: Европейский Союз, Шанхайская Организация Сотрудничества и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Этот процесс неизбежен, поскольку в современном положении дел и их особенностях невозможно абстрагироваться от внешнего мира. Напротив, подобные перспективные контакты смогут ещё больше укрепить международный имидж любого союза, а также запустить механизмы развития с ещё большей силой.
Обязательно стоит сказать, что в «Стратегии устойчивого развития Кыргызстана на 2018–2040 гг.» четко обозначены социальные перспективы республики. Приоритетом её устойчивого развития названа экономика, состояние которой является главным фактором суверенитета и национальной безопасности государства. В свою очередь, подъём экономики невозможен без свободного перемещения людей, товаров, капиталов и услуг.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий