ИАЦ «Кабар»: Альтернативная дорога Север-Юг – живописная достопримечательность страны (видео)

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Долгое время север и юг страны соединяла единственная дорожная артерия, проходящая через перевал Тоо-Ашуу. Интенсивность и загруженность данной трассы, которая составляет от 10 до 18 тыс. машин в сутки повлекла за собой необходимость поднятия вопроса об увеличении пропускной способности дорог, соединяющих север и юг страны. Так в 2010 году встал вопрос о создании альтернативной артерии в данном направлении.

Из-за высокой сложности строительства альтернативной дороги и ее высокой стоимости, к реальным работам удалось приступить только в 2014 году, после решения вопроса финансирования строительства дороги на кредитные средства китайского государственного банка.

На сегодняшний день альтернативная дорога «Север-Юг» имеет стратегическое, экономическое и социальное значение для развития регионов и центральной части Кыргызской Республики. Строительство данной дороги позволит сократить транспортные пути и расходы на пассажирские и грузовые перевозки из южных регионов в Нарынскую, Иссык-Кульскую, Чуйскую, и Таласкую области. Как прогнозируют в Минтрансе, после завершения строительства улучшится доступ к разрабатываемому угольному месторождению «Кара-Кече», золоторудному комбинату «Макмал», а также к участкам Камбаратинских и Тогуз-Тороузской ГЭС.

Вместе с тем районы, где прокладываться автодорога - Сузакский, Тогуз-Тороуский, Джумгальский, Кочкорский - получат дополнительные возможности для социально-экономического развития. Строительство дороги естественным образом будет способствовать развитию международного и внутреннего туризма, а также будет увеличивать объемы торговли между регионами.

Стоит отметить, что дорога строится в сложной горной местности, во многом на участках, где никогда ранее не проходили дороги, тем самым открывая живописные горные пейзажи. К этому стоит добавить и строительство высоких эстакадных мостов над рекой Нарын в Тогуз-Тороуском районе. Открывающийся вид с 40-метровой эстакады протяженностью 1076 метров завораживает неописуемой красотой горных склонов и простирающейся внизу долиной.

Как сообщил инженер по надзору за качеством строительства дороги Эрлан Бердибаев, качество работ соответствует всем техническим спецификациям, государственным и мировым стандартам.

«За этим наблюдают. На участке постоянно находятся инженеры по надзору за качеством, разные специалисты, постоянно ведется контроль. Сложностей с материалами и финансированием нет. На участке есть в достаточном количестве все необходимые материалы для строительства, работа ведется постоянно», - сообщил Бердибаев.

Одной из достопримечательностей данной дороги являются два эстакадных моста высотой 40 метров, свайные опоры которых уходят до 40 метров вглубь земли. Один мост протяженностью 1076 метров завершен на 97%, второй мост протяженностью 396 метров завершен на 95%. То есть, сейчас работа на эстакадных мостах находится в завершающей фазе. Необходимость строительства столь высоких эстакадных мостов объясняется тем, что после строительства Тогуз-Тороуской ГЭС, ущелье под мостами будет затоплено, при этом дорога останется действующей. Как сообщил помощник постоянного инженера, руководитель группы инженеров-консультантов Омурбек Турдумамбетов, при строительстве дороги поверх асфальтобетонного покрытия используется новейший материал, подходящий под суровые условия региона.

«Сверху будет уложен щебеночно-мастичный асфальтобетон. Для этого нам понадобится примерно неделя, максимум 10 дней, к 20 октября мы должны уже завершить эти работы по проезжей части. За бортом остаются пешеходные тротуары для обслуживания. Установлены опоры освещения, монтаж опор завершен, но электричество еще не подключили. На данный момент никаких проблем нет. Все идет по плану. Мы ведем полный технический надзор за ходом строительства», - сообщил Турдумамбетов.

Помимо двух эстакадных мостов дорога будет проходить через новый тоннель протяженностью 3890 метров. Особенность данного тоннеля в том, что он обладает параллельно идущей сервисной штольней, которая может быть использована как для обслуживания тоннеля, так и для эвакуации, в случае необходимости. По словам инженера-геолога Эльзара Эмильбекова, работы по строительству тоннеля будут завершены в 2023 году.

«В данный момент ведутся проходческие работы с обеих сторон, с южного и северного порталов. По проекту общая протяженность тоннеля 3890 метров из них пройдено 2940 метров. Остается у нас 95 метров до сбойки. Работы ведутся круглосуточно, в две смены. Особенность в том, что здесь есть сервисная штольня, она многофункциональная. Каждые 300 метров есть сбойки от тоннеля к штольне, которые могут использоваться для эвакуации в случае аварий», - рассказал Эмильбеков.

Строительство данной дороги поистине является грандиозным проектом для Кыргызской Республики. Конечно, это довольно затратный проект в виду сложности строительства и рельефа местности. Но, в тоже время данная дорога призвана вдохнуть потенциал в развитие республики как в плане туризма, так и экономических возможностей. Окончательное строительство дороги и сдача в эксплуатацию планируется в 2024 году.

Мирлан Киизбаев,
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий