Бишкек, 18.07.24. /Рыспек Токтоналиев - Кабар/. В Кыргызстане происходит активная ягодизация. Отечественные фермеры, раньше выращивавшие картошку и кукурузу, теперь переходят на клубнику и малину. У фермеров, выращивающих традиционные культуры, отмечается низкая продуктивность. Рентабельность ягод - малины, клубники, ежевики, смородины, облепихи, голубики, крыжовника и черники, оказалась намного выше овощей и фруктов.
Сейчас в стране около 20 тыс. фермеров заняты выращиванием ягод. Почти 90% выращенного урожая уходит на экспорт, поскольку внутренний рынок слишком мал и не может все освоить.
Основная часть экспортируемых ягод производится в Чуйской области, затем идут Ошская, Баткенская, Джалал-Абадская, Иссык-Кульская, Таласская и Нарынская области.
Объем мирового оборота бизнеса на ягодах составляет $45 млрд в год, и по прогнозам эта цифра увеличится до $70 млрд до 2030 года.
Ягодная ассоциация Кыргызстана поставила цель – достичь объёма экспорта в один миллиард долларов к 2030 году.
«Надо забрать свой миллиард. Нам ничего не мешает достигнуть этих целей. Сейчас экспорт Кыргызстана, куда входит золото и швейная продукция, составляет около двух млрд долларов США в год. Если мы станем импортировать ягодную продукцию на $1 млрд, то достигнем 50 процентов доли экспорта», - заявляет руководитель ягодной ассоциации КР Тилек Токтогазиев.
Динамика развития ягодной отрасли показывает, что это достижимая цель. Кыргызстан действительно обладает значительным потенциалом для преобразования в мощного ягодопроизводителя.
К примеру, Мексика ежегодно экспортирует ягоды на $2,6 млрд, при этом площадь выращивания составляет всего 65 тысяч га, что меньше площади засевов фасоли в Таласской области.
В Кыргызстане площадь насаждений под ягоды сейчас не превышает 4,5 тыс. га (а по данным Минсельхоза КР, всего 2 тыс. га), ассоциация планирует увеличить их до 50 тыс. га. В стране имеется полмиллиона гектаров малопродуктивных пастбищ и их можно использовать под сельхозугодья.
Предположительно, наращивание производства позволит создать как минимум 100 тыс. новых рабочих мест в ягодной отрасли, а на самом деле будут задействованы еще больше жителей страны.
Бренд «Самая вкусная ягода в мире»
Недавно в страну приезжал американский фермер Мигель Хермес Ахумада, около 40 лет выращивающий клубнику в Калифорнии, и он назвал кыргызскую клубнику самой вкусной ягодой, подобную которой он никогда и нигде не пробовал.
Секрет вкуса – вода и высокогорный климат, где дневная жара быстро сменяется ночным холодом и перепады температуры создают уникальный вкус, в том же Египте ночью и днем температура воздуха всегда одинаковая.
Особый вкус отечественных ягод должен стать брендом и основой стратегии экспорта, ведь Кыргызстан не сможет конкурировать по объёмам с Египтом, Турцией, Казахстаном и Азербайджаном. В этих странах тоже активно наращивают свое производство, поэтому в Кыргызстане возможно лучше сконцентрироваться только на самых сладких и дорогих сортах. Знаменитая японская клубника стоит, может, 100 долларов, потому как она вкусная.
Продукцию можно фурами отправлять в Китай, Россию, на Ближний Восток, Юго-Восточную Азию, а переработанную продукцию (сублимированную, то есть высушенную) в Европу и США.
Проблемы отрасли
Несмотря на радужные перспективы, в отрасли имеются проблемы, тормозящие ее развитие.
В настоящее время для многих жителей регионов выращивание клубники — это не бизнес, а выживание; в селах нет работы, поэтому они вынужденно занимаются фермерством. Однако у них имеется огромный потенциал, чтобы достойно жить у себя в селе и кормить семьи.
Данный подход позволит обеспечить не только продовольственную безопасность, но становится фактором экономического развития и повышения уровня жизни в регионах.
Для достижения прогресса важно в регионах строить бассейны капельного орошения, которые в 8 раз сокращают расход воды.
Саженцы на 50% обеспечивают успех фермеров (и составляют 60% расходов), в то же время импортные саженцы облагаются 12%-м налогом на добавленную стоимость. Поэтому с одной стороны, если убрать налог, то данная мера простимулирует фермеров, с другой - необходимо строить собственные питомники и сотрудничать с лучшими селекционерами.
Также Кыргызстан входит в число неразвитых стран по использованию агротехнологий, поэтому нужно постоянно обновляться, внедрять новшества – пробовать новые сорта, совершенствовать методы выращивания и так далее.
Кроме этого, стоят задачи по созданию новых и увеличению имеющихся мощностей перерабатывающих предприятий, особенно холодильных установок, чтобы сократить потери урожая скоропортящихся ягод.
Уменьшение законодательных барьеров, создание положительной репутации и имиджа, интенсивное применение механизации и новых агротехнологий являются основой для развития отрасли.
В Израиле и Нидерландах каждый фермер производит продукцию на 80 тыс. долларов США в год, в Кыргызстане – всего 524 доллара США.
Но низкий старт позволяет показать и высокие результаты.
Комментарии
Оставить комментарий