Глобальное потепление: Проблемы с водными ресурсами в ЦА будут только нарастать

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

Глобальное потепление может грозить региону Центральной Азии серьезным увеличением среднегодовой температуры, таянием ледников и сокращением осадков, поставит под угрозу дальнейшее экономическое развитие региона, а также социальную и экономическую стабильность. Ученые, исследовавшие исследующие причины глобального потепления, отмечают, что изменение климата это естественный процесс, но при этом наблюдается высокое антропогенное воздействие, а именно увеличение выбросов парниковых газов в атмосферу.

Регион Центральная Азия достаточно сильно ощущает на себе глобальное потепление. На сегодня видно, что имеющиеся ледники тают, а осадки не могут их восполнить на должному ровне. Примечательно и то, что в регионе ЦА практически нет своих исследователей, которые могли бы заняться этой проблемой, разработать программу по уменьшению парниковых газов и сохранению экологии.

Специалист Потсдамского института изучения климатических изменений (Potsdam-Institut für Klimafolgen for schung, PIK — немецкий научно-исследовательский Институт, финансируемый правительством, занимающийся научными вопросами в области изучения глобального изменения климата) Анастасия Лобанова в интервью агентству «Кабар» рассказала о работе, которую проводит Институт в ЦА и какова ситуация с изменением климата в регионе.

- Какое исследование проводит ваш Институт на сегодня в регионе Центральная Азия?

- Вообще в Центральной Азии мы хотели поработать давно. Интересным является то, что регион в вопросах водных ресурсов очень сложный. Водные ресурсы здесь основа политической, социальной и экономической стабильности. Мы очень рады, что у нас появились рабочие контакты с Региональным Экологическим Центром в Центральной Азии (РЭЦЦА), с которыми мы можем поработать.

Сначала мы сделали два пилотных исследования в бассейнах рек Исфара и Аспара (трансграничные реки). Мы оценивали влияние изменения климатанагидрологические ресурсы и расходы воды этих двух рек, как это повлияет на сельское хозяйство, т.е. как изменятся риски в будущем.

Кроме того, у нас были поездки в три страны: Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Мы встречались с работниками гидрометеорологических центров. Мы спрашивали у них, какие технологические и методологические трудности возникают именно в вопросах работы с климатическими ресурсами, при получении климатических проекций и оценки влияния изменения климата, например, на количество водных ресурсов.

После этого, и на основе полученной информации, мы, совместно с РЭЦЦА, разработали проект по программе повышения квалификации. У нас в этом направлении три фазы: это общие семинары, куда включаются участники 5 стран. С начала мы проведем лекции, как получить климатические проекции, где их скачивать, как переформатировать, визуализировать, проводить статический анализ. Далее последует семинар по гидрологическому моделированию, на котором участники будут использовать полученные проекции в работе, чтобы увидеть, как изменение климата влияет на водные ресурсы. После этого участники уезжают на два месяца в свои страны, где работают самостоятельно – над своими гидрологическими моделями на выбранных пилотных территориях, для каждой страны своей. А после этого уже мы, из PIK - Potsdam Institute for Climate Impact Research, приедем вовсе страны, и будем совместно проверять их навыки и помогать решить какие-то трудности, которые возникли во время работы.

- Ранее в своем выступлении высказали, что к 2050 году воды в Центральной Азии станет меньше из-за изменения климата, насколько это возможно? Каков сейчас, по вашим исследованиям, климат в ЦА, как он меняется и чего нам ожидать?

- В Центральной Азии имеются большие проблемы с климатическим моделированием осадков. В Европе, к примеру, эта работа ведется хорошо, и там таких серьезных проблем нет, т.е. конечно неопределенности, связанные с моделированием изменения климата есть. Но в некоторых регионах можно видеть вполне конкретные тренды, которые показывают модели. К сожалению, в ЦА модели никаких конкретных трендов по осадкам не показывают. Для того, чтобы получить проекции до 2050 года мы используем модели, которые основаны на физических формулах. Там очень много компонентов. Глобальные циркуляционные модели включают в себя компоненты океана и землепользования. Глобальные модели обычно имеют очень большое разрешение, т.е. предоставляют проекции в большом масштабе, так сказать, и длярегионализацииинформациииспользуютсярегиональныеклиматическиемодели. ТаквотдлярегионаЦентральнойАзиисейчастолькооднанаучнаягруппаизТурциизанимаетсярегионализированиеминформацииизглобальныхмоделей. Т.е.То есть, в общем, проекций по региону недостаточно. Некоторые плохого качества, нужно больше исследований и работы в этом направлении. О регионе Центральная Азия, невзирая на то, что здесь много проблем в плане климата и экологии, мало что можно сказать.

Сложно утверждать, что к 2050 году все ледники растают, мы можем только гипотетически говорить об этом. Мы также не должны забывать, что могут быть такие эффекты, как увеличение ледников за счет не большого увеличения осадков. Поэтому может произойти компенсация. В любом случае, даже, несмотря на гипотетическое увеличение осадков в будущем, я думаю, что проблемы с видными ресурсами в регионе будут только нарастать. Так как климатические модели показывают, что могут быть серьезные увеличения температуры, плюс в любом случае региону нужно дальнейшее развитие экономики, плюс увеличение населения, строительство новых дамб и орошение сельскохозяйственных угодий. Все эти аспекты напрямую зависят от количества водных ресурсов.

- Есть ли у вас какие-либо исследования состояния ледников в Центральной Азии, в том числе, в Кыргызстане?

- Я конкретно этим вопросом не занимаюсь. Но в научных работах, которые я читала, говорится, что ледники тают, площадь ледников действительно уменьшается, в разных частях ЦА региона. Причем начиная с 60-х годов. Антропогенного воздействия от натурального, мы не можем. Климат, в общем, меняется, он не статичен, как любая натуральная система, и ледники тоже меняются – уменьшаются и опять растут. Другое дело, что в ЦА и в Кыргызстане количество наблюденных данных настолько мало, что затрудняет любые оценки.

В таких регионах как Европа, исследования ледников проводятся давно и есть обширная сетка наблюдений. В таком регионе можно говорить о том, что ледники уменьшаются с той скоростью, которую раньше мы не наблюдали. Но в ЦА не хватает именно данных об объёмах. Конечно, проблемы есть, но я думаю в будущем ситуация будет исправляться. Сейчас много коллег из Европы задействованы в исследованиях в ЦА и конкретно по ледникам, есть новые технологии, например, сбор данных с помощью спутников.

Беседовала Мехриниса Сулайманова

Комментарии

Оставить комментарий