Бишкек, 21.02.22. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Министерство образования и науки КР вынесло на общественное обсуждение законопроект, касающийся оптимизации управления государственных высших учебных заведений.
Согласно справке-обоснования, задачами настоящего законопроекта является оптимизация процедуры назначения руководителей государственных высших учебных заведений Кыргызстана, а также установление вертикали управления в системе Министерства образования и науки, его районных и городских подразделениях.
В 2012 году был введен выборный принцип замещения должностей ректоров государственных высших учебных заведений КР.
Основными аргументами в пользу такого шага являлись демократизация и предоставление большей академической свободы высшим учебным заведениям.
Так, были внесены изменения в Закон «Об образовании», предусматривающие, что руководитель государственного высшего учебного заведения избирается на общем собрании коллектива учебного заведения на альтернативной основе, из числа специалистов, имеющих ученую степень и звание, а также соответствующую квалификацию. Было определено, что три кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, представляются премьер-министру для утверждения одного из них на должность руководителя государственного высшего учебного заведения. При этом каждый из трех представленных кандидатов имел равное право быть назначенным на должность.
Таким образом, наряду с введением выборности ректоров государственных высших учебных заведений было сохранено участие премьер-министра КР в процессе назначения ректоров посредством утверждения одного из трех избранных кандидатов.
В последующем, в 2018 году процедура избрания ректоров государственных высших учебных заведений была пересмотрена и коллективам учебных заведений было предоставлено право самостоятельно избирать одного единственного кандидата на должность ректора, а утверждение избранного кандидата со стороны премьер-министра КР и министра образования и науки КР стало носить лишь формальный характер.
Однако спустя практически десять лет можно констатировать, что практика выборности ректоров государственных высших учебных заведений не оправдала себя в полной мере. Практика показала, что зачастую в период выборов ректоров государственных высших учебных заведений коллективы учебных заведений начинают делиться на «своих» и «чужих», а бывает, что доходит и до подкупа голосов и использования административного ресурса. Выборы ведут к расколу педагогического коллектива государственного высшего учебного заведения на две или несколько группировок.
Более того, порой результаты голосования становятся причинами конфликтов среди профессорско-преподавательского состава. После выборов некоторые члены педагогического коллектива стали выражать недоверие новоизбранному руководителю, обращаться в Министерство образования и науки, а также в судебные инстанции с требованием уволить руководителя.
В свою очередь, вовлечение преподавателей, а иногда и студентов в выборный процесс, а также наличие споров по вопросу легитимности избранного руководителя высшего учебного заведения мешают учебному процессу.
В этой связи проектом Закона предлагается вернуть принцип назначения ректоров государственных высших учебных заведений.
Так, проектом Закона предлагается определить, что:
- руководитель государственного высшего учебного заведения, за исключением руководителей специализированных государственных высших учебных заведений уполномоченных государственных органов КР в области внутренних дел, иностранных дел и обороны, назначается и освобождается от должности руководителем уполномоченного государственного органа в области образования КР;
- руководитель государственного высшего учебного заведения, имеющего статус «национальный», назначается и освобождается от должности президентом КР по представлению руководителя уполномоченного государственного органа в области образования КР.
В соответствии со статьей 34 Закона КР «Об образовании» управление системой образования осуществляется правительством (Кабинетом Министров), центральным и региональными органами государственного управления образованием, органами местного самоуправления. Структура государственного управления системой образования разрабатывается и утверждается правительством (Кабинета Министров) в пределах полномочий, отведенных ему законом.
В то же время с принятием в октябре 2021 Закона КР «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» полномочия по назначению и освобождению руководителей территориальных подразделений государственных органов исполнительной власти, за исключением органов статистики, национальной безопасности, внутренних дел и местных органов военного управления были переданы главам местных государственных администраций (акимам) и мэрам городов.
Ранее акимы и мэры городов давали лишь согласие на назначение и освобождение руководителей соответствующих государственных органов исполнительной власти, а также имели право вносить представления об отстранении их от занимаемых должностей.
Однако центральный и региональные органы образования составляют единую систему управления образованием. В целях обеспечения реализации государственной образовательной политики региональные органы образования должны быть подконтрольны и подотчетны Министерству образования и науки.
В связи с этим законопроектом предлагается исключить из полномочий акимов и мэров городов вопросы назначения и освобождения руководителей территориальных подразделений Министерства образования и науки.
Комментарии
Оставить комментарий