Бишкек, 21.11.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования выносит на общественное обсуждение проект постановления правительства «Об утверждении Концепции развития топливно-энергетического комплекса КР до 2040 года».
Как сообщается в справке обоснования, Кыргызстан обладает достаточными запасами топливно-энергетических ресурсов, в том числе значительными запасами углей и около 30% гидроэнергетических ресурсов Центрально-азиатского региона. Потенциальные возможности развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) реализуются в недостаточной мере - в структуре топливно-энергетического баланса (ТЭБ) доля импорта энергоносителей составляет 25%, что оказывает отрицательное влияние на надежность энерго и топливоснабжения страны. Предприятия отраслей ТЭК характеризуются низкими экономическими показателями развития, наличием коррупционных схем, физической и моральной изношенностью основного оборудования на объектах, достаточно высоким уровнем потерь энергии, хроническим дефицитом финансовых средств, повышенной аварийностью в электрических и тепловых сетях и, как следствие, отключениями и недопоставками энергоносителей потребителям, что приводит к упущенной выгоде в экономике страны и росту социальной напряженности в обществе.
На данный момент потребление электрической энергии в КР с каждым годом увеличивается. При этом следует отметить, что последний раз ввод новых мощностей был осуществлен в 2010 году (первый гидроагрегат на Камбар-Атинской ГЭС-2).
Политика в топливно-энергетическом комплексе и стратегия его развития осуществляется в соответствии со следующими стратегическими и программно-целевыми документам: Национальная энергетическая программа КР на 2008-2010 годы и стратегия развития ТЭК до 2025 года, Среднесрочная стратегия развития электроэнергетики КР на 2012-2017 годы, Национальная стратегия устойчивого развития КР на период 2013-2017 годы, Концепция региональной политики КР на 2018-2022 годы.
Таким образом, на сегодняшний день отсутствует документ по развитию отрасли на долгосрочный период.
В то время как высокая инерционность и капиталоемкость отрасли обусловливает необходимость ее опережающего развития энергетики и осуществления долгосрочной программы.
При соответствующем долгосрочном планировании энергетический потенциал экономики неуклонно возрастает. Благодаря опережающему развитию энергетики создается хорошая база для прогресса во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, а также в области повышения культурного уровня и благосостояния советских людей.
Для обеспечения приемлемого уровня жизни населения и экономического развития страны необходимо предусматривать темп подъема валового продукта не менее 5 % в год. Для этого требуется опережающее развитие энергетики и, главное, производства электроэнергии и (или) соответствующее эффективное применение энергосберегающих технологий.
Кроме того, в связи с вхождением энергосистемы КР в маловодный цикл реки Нарын прогнозируется дефицит электрической энергии, в связи чем требуется принятие срочных решений по обеспечению развития ТЭК, включая долгосрочное планирование.
В этой связи во исполнение статьи 6 Закона КР «Об энергетике» разработана Концепция развития энергетики КР до 2040 года.
Настоящая Концепция определяет цели, приоритеты и ключевые задачи развития энергетического сектора страны на долгосрочный период (до 2040 г.), а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.
Основной целью Концепции является обеспечение энергетической безопасности страны и регионов, доступности энергоносителей для каждого потребителя по качеству и ценам и повышение жизненного уровня населения, энергоэффективности реального сектора экономики и устойчивого развития страны и регионов в перспективе.
Стратегические рамки Концепции были определены исходя из Национальной энергетической программы на период 2008-2010 годы и стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года (постановление Жогорку Кенеша от 24 апреля 2008 года №346-IV), Национальной стратегии устойчивого развития КР на период 2013-2017 годы (Указ Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года) и Программы перехода КР к устойчивому развитию на период 2013-2017 годы (постановление ПКР №218 от 30 апреля 2013 г.), одобренной Жогорку Кенешем.
Законодательной основой разработки Концепции являются Законы КР «Об энергетике», «Об электроэнергетике» «Об энергосбережении», «О ВИЭ» и другие нормативные правовые акты.
Для достижения целей Концепции разработан прогноз ожидаемого производства потребления топливно-энергетических ресурсов, исходя из тенденций экономического развития страны на долгосрочную перспективу и определены приоритеты развития ТЭК КР.
Так как, Концепция является документом республиканского значения, организационные, финансово-экономические мероприятия по ее реализации должны быть закреплены в нормативных актах правительства, министерств, ведомств, местных исполнительных органов, согласно статье 2 Закона КР «О нормативных правовых актах КР».
Представленная на рассмотрение и утверждение Концепция является стратегическим документом, который предусматривает комплекс механизмов государственного управления и регулирования для эффективного и рационального использования энергоресурсов, обеспечения опережающего развития энергетических мощностей, развития возобновляемых источников энергии, реализации энергосберегающей политики и целей устойчивого развития.
Комментарии
Оставить комментарий