ГКНБ предложил пожизненно запретить коррупционерам работать в госструктурах

Общество 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 16.09.24. /Индира Камчыбекова-Кабар/. Государственный комитет национальной безопасности Кыргызстана вынес на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР в сфере противодействия коррупции».

Согласно документу, законопроект разработан в рамках дальнейшей реализации мер внутриполитического курса высшего политического руководства Кыргызстана по искоренению коррупционных проявлений в госорганах.

В документе говорится, что коррупция является одной из серьезных современных угроз национальной безопасности КР.

В настоящее время политическим руководством принят курс на беспощадную борьбу с коррупцией в любых ее проявлениях. Достигнуты положительные результаты, все отчетливее стали проявляться существенные и признаваемые гражданами тенденции в борьбе с коррупцией.

Однако, несмотря на принятые меры по борьбе с коррупцией, уровень коррупции в государственных органах остается высоким.

Анализ проведенной работы по противодействию и искоренению коррупции в государственных органах показал, что действующее законодательство в указанной сфере нуждается в дальнейшем усовершенствовании.

Следует отметить, что коррупционные преступления подрывают верховенство права, ведут к нарушениям прав человека, деформируют рынки, снижают качество жизни и позволяют процветать организованной преступности и другим угрозам безопасности человека, наносят урон престижу страны на международной арене, способствуют ее политической и экономической изоляции, а также снижают доверие и вызывают разочарование граждан в предпринимаемых государством мерам обеспечения роста благосостояния общества и стабильности экономики.

В этой связи на данном этапе назрела необходимость внедрения в ряд законодательных актов положений, предусматривающих:

- отказ в принятии на государственную или муниципальную должность в случае, если его супруг (супруга), или их близкие родственники в установленном порядке признаны виновными в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, либо в отношении которых уголовное дело (по тяжким или особо тяжким преступлениям) прекращено по нереабилитирующим основаниям;

- обязательный и пожизненный запрет на занятие государственных и муниципальных должностей лицами, виновными в совершении коррупционных преступлений;

- полное исключение штрафов за совершение коррупционных преступлений;

- назначение к лицам, совершившим коррупционные преступления, при заключении соглашения о признании вины и полного возмещения материального ущерба не меньше половины максимального срока лишения свободы.

Относительно назначения штрафов в качестве наказания за коррупционные преступления отмечаем, что только единицы виновных должностных лиц привлекаются к реальным срокам лишения свободы, тогда как к большинству из которых зачастую применяются только штрафы, а нанесенный ими ущерб государственным и общественным интересам порой несопоставим с наступившими последствиями.

Тем самым такие обстоятельства приводят к осознанию среди государственных чиновников, склонных к совершению коррупционных преступлений, чувства безнаказанности, что принижает неотвратимость наказания, как одного из основных принципов уголовного закона.

В связи с чем, в целях установления соразмерности вины за данную категорию преступлений, а также привлечения виновных лиц к реальным срокам лишения свободы с лишением права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью пожизненно, а не только штрафам, предлагаются соответствующие изменения в Уголовный кодекс.

При этом предлагаемые представленным проектом закона меры (обязательное пожизненное лишение права занимать государственную и муниципальную должность или заниматься определенной деятельностью; исключение штрафов за совершение коррупционных преступлений; назначение не меньше половины максимального срока при признании вины и возмещении ущерба) к лицам, совершившим коррупционные преступления, представляются одним из действенных способов ужесточения уголовной ответственности, основанных не на увеличении сроков наказания, а на обеспечении неотвратимости уголовной ответственности.

Необходимо отметить, что преступления, совершенные должностными лицами государственных органов, чаще всего взаимосвязаны с преступлениями экономического характера, поскольку основной целью коррупционных преступлений является получение финансовых, имущественных и иных материальных благ.

В связи с чем представленным законопроектом также предлагается внести в Уголовный кодекс КР следующие изменения:

- дополнить статью 63 частью 2-1, предусматривающей назначение в обязательном порядке пожизненного запрета занимать определенную государственную и муниципальную должность или заниматься определенной деятельностью за совершение коррупционных и иных преступлений против интересов государственной и муниципальной службы, предусмотренных статьями 336-343, частями 2, 3, 4 статьи 344, частями 2 и 3 статьи 345, статьями 346-348 указанного Кодекса;

- исключить в части 3 и 4 статьи 65 требования, устанавливающие штрафы за совершение преступлений за коррупционные и иные преступления против интересов государственной и муниципальной службы, предусмотренные статьями 337-346 вышеуказанного Кодекса;

- дополнить статью 79 частью 1-1, устанавливающей, что при заключении лицом соглашения о признании вины и полного возмещения материального ущерба за преступления по ст. 336-348 (за коррупционные и иные преступления против интересов государственной и муниципальной службы), суд назначает наказание в виде лишения свободы на срок не меньше, чем половина максимального срока наказания, предусмотренного статьей, по которой лицо признано виновным;

- внести соответствующие изменения в статьи 336-348 указанного Кодекса согласно вышеупомянутым поправкам.

Таким образом, ужесточение наказания за совершение коррупционных и иных преступлений против интересов государственной и муниципальной службы должно стать действенным рычагом профилактики данных видов преступлений и, безусловно, послужат эффективной мерой предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Кроме этого, для эффективного предупреждения и пресечения коррупции в целом в первую очередь необходимо осуществить комплекс антикоррупционных мероприятий в системе государственной службы, в числе которых должна быть серьезная очистка государственного аппарата от коррумпированных сотрудников, занимающих политические и руководящие государственные должности.

Следует отметить, что в законодательстве, регламентирующем порядок прохождения службы в правоохранительных органах (конституционный Закон «О прокуратуре КР», Законы «О прохождении службы в правоохранительных органах КР», «Об органах национальной безопасности КР») внесены прогрессивные изменения в части запрета на прохождение службы в случае наличия судимости в независимости от того, погашена она или нет. Данная мера существенно повысила престиж службы в органах правопорядка и является мощнейшим антикоррупционным фактором.

С учетом данного обстоятельства и принимая во внимание часть 2 статьи 23 Конституции представляется необходимым ввести аналогичные нормы в Налоговый кодекс КР, Законы «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», «О всеобщей воинской обязанности граждан КР, о военной и альтернативной службах», «О прохождении службы в правоохранительных органах КР», «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве» в отношении государственных и муниципальных служащих и их близких родственников. Таким образом, ограничить возможность возврата на государственную службу недобросовестных и нечистых на руку чиновников (служащих/сотрудников) для продолжения коррупционной деятельности.

Предлагаемые изменения направлены в первую очередь на повышение дисциплины и уровня ответственности государственных и муниципальных служащих, а также предупреждения совершения коррупционных правонарушений в системе государственного управления, в том числе лиц, занимающих ответственное положение.

Комментарии

Оставить комментарий