Бишкек, 29.12.21. /Кабар/. Запрос на инклюзивное образование среди родительской общественности в Кыгрызстане достаточно высок. Родители мечтают отдать своего особого ребенка учиться в общеобразовательную школу возле дома. Психологи и педагоги уверены: за инклюзией стоит будущее образования!
Инклюзивное образование представляет собой гибкую индивидуализированную систему обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях массовой общеобразовательной школы по месту жительства.
Конечно, не все дети с особенностями смогут освоить программу обычных детей, но у инклюзивной школы и нет такой задачи, ведь у каждого особого ребенка своя индивидуальная программа. Самое главное - это общение с одноклассниками, потому что в таком случае у детей стремительно развивается речь и навыки социального взаимодействия.
Основным документом, который регламентирует процесс внедрения инклюзивной образовательной модели в КР, является Концепция развития инклюзивного образования в КР, разработанная с целью создания целостной, эффективно действующей системы образования и национальной модели включения лиц со специальными образовательными потребностями в образовательный процесс. На сегодняшний день численность детей с ограниченными функциональными возможностями, обучающихся в дошкольных и школьных учебных заведениях за последние два года увеличилась на 7%.
Существенный вклад в реконструкцию существующей образовательной модели вносят фонды и общественные организации. Внедряются новинки по организации, содержанию, методике и технологиям обучения.
При финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» в рамках проекта «Совершенствование системы образования для обучения и воспитания детей с инвалидностью» («Биздин мектеп!») Министерством образования и науки КР совместно с Фондом Евразии Центральной Азии были разработаны методические рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций по составлению индивидуального учебного плана. Индивидуальный учебный план позволить работать с индивидуальными потребностями ученика. Умение поддерживать и развивать потенциал любого ученика - это тоже инклюзия.
Методические рекомендации по составлению ИУП рассмотрены и утверждены Кыргызской Академией образования при Министерстве образования и науки КР в декабре 2021 года. С января по июнь 2022 года в 20 пилотных школах Кыргызстана будет проводиться пилотирование сопровождения учащихся начальной школы со специальными образовательными потребностями (СОП) на основе ИУП в рамках реализации Плана мероприятий по реализации Программы развития инклюзивного образования в КР на 2019-2023 годы. Педагоги, сопровождающие учащихся с СОП, администрация пилотных школ пройдут обучение по составлению индивидуального учебного плана. Районные и городские психолого-медико-педагогические консультации, методические объединения начальных классов будут отслеживать динамику ребенка в ходе реализации обучения на основе ИУП.
Также в пилотных школах будет реализован ряд мероприятий - внешкольный клуб, родительские встречи как часть внеклассной работы, оказывающей положительное влияние на процесс включения ученика в школьный коллектив. Это поможет создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности.
Как отмечает заведующая Республиканской психолого-медико-педагогической консультации Татьяна Романова: «Многие педагоги ранее испытывали затруднения в составлении индивидуальных учебных планов. Методические рекомендации будут способствовать повышению знаний педагогов по документированию образовательного маршрута учащегося, по адаптации учебной программы в соответствии с сильными и слабыми сторонами учащегося. Обучение на основе ИУП никак не ограничивает получение учащимся положенного объема знаний. По индивидуальным учебным планам осваиваются обычные образовательные программы, в том числе и вспомогательная программа, просто в своём темпе, возможно с дополнительными коррекционными курсами. Мы видим, что новое поколение современных родителей хочет создать социальные условия для развития своего ребенка, эти мамы и папы являются основными заказчиками и участниками инклюзивного образования. Индивидуальный учебный план поможет совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей), обеспечит диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей в образовательном пространстве школы».
Комментарии
Оставить комментарий