Понятие экологии в Кыргызстане
Несмотря на развитие экономики в последние годы, экологический аспект в Кыргызстане не учитывается до сих пор. Это походит на парадокс, государство вспоминает экологические проблемы только тогда, когда они становятся заметными. Сегодня Кыргызстан остаётся одной из стран мира, где природа ещё относительно хорошо сохранена и самобытна. Это было бы действительно большой потерей и болью, если бы страна стала жертвой человеческой небрежности и бесхозяйственности, как можно это увидеть во многих других местах мира. Но угроза всё же существует: мусор, повсеместно рассыпанный, доказывает, что у населения Кыргызстана в целом не всегда есть ответственное и сознательное отношение к земле и природе. К несчастью, эта проблема существует везде и важно о ней говорить сегодня так же, как и о других экологических проблемах для того, чтобы найти новые пути их решения.
В наши дни существует пять главных экологических проблем, которые не могут не беспокоить экологов:
1. нерациональное использование и загрязнение водных ресурсов
2. климатическое изменение
3. политика управления отходами
4. сохранение биоразнообразия
5. загрязнение воздуха
Также можно объединить все эти проблемы условно в три группы:
1.проблемы, требующие глобального подхода к их решению
2.проблемы, которые могут быть решены на республиканском или региональном уровне
3.проблемы организационного характера, которые находятся в компетенции государства
Что касается загрязнения воздуха и проблем, связанных с климатическими изменениями, то они требуют глобального подхода, поскольку это затрагивает все страны мира. На данный момент интересны задачи, которые могут быть решены на республиканском или региональном уровне, действиями конкретного государства.
Нерациональное использование и загрязнение водных ресурсов
Вода - самый крупный ресурс Кыргызской Республики. Огромные резервы пресной воды - это завидные природные богатства почти для всех стран планеты. Кыргызстан использует воду для производства энергии и орошения. Он экспортирует также воду соседним странам, к примеру, Узбекистану и Казахстану. Но на данный момент нет чёткой регуляции и контроля за поливной водой, как в распределении в соседние страны, так и внутри собственной республики.
Данная проблема – это проблема поливной воды, но существует и другая, а именно - перерасход ресурсов пресной воды. Так, например, люди используют пресную воду для поливки садов и огородов. Это роскошь, и она запрещена. Но есть местности, где нет других источников для орошения культур. Там нет ни каналов, ни других систем орошения. Люди нарушают закон, но они не видят другого выхода из этой проблемы. Сегодня вопрос перерасхода ресурсов воды и их загрязнение – одна из самых сложных проблем, так как она касается слишком близко жителей Кыргызстана, в частности, и всей Планеты, в целом.
Политика управления отходами
Этот вопрос стал спорным с момента, как о нём стали говорить кыргызские средства массовой информации. Общество действительно обеспокоено плохим состоянием хранилищ производственных отходов, которые не безобидны для здоровья людей, почвы и воздуха. Как заявил эксперт-эколог Эмиль Шукуров, «эти хранилища были построены во времена Советского Союза для хранения там производственных отходов урана». «К примеру, существует четыре хранилища на территории Минкуш, построенные в 1958 году, но они представляют настоящую угрозу для Ферганской долины, на юге Кыргызстана. Ими не пользуются с 1968 года. Добыча урана уже давно приостановлена, но в случае лавины, землетрясения или оползня склады могут быть затоплены, а радиоактивные отходы найдены в реках Нарын и Кокомерен, а затем в Токтогулском водохранилище, которое обеспечивает водоснабжение Ферганской долины. Таким образом, трагедия могла бы развиться в крупном масштабе. Наиболее опасные хранилища Талди-Булакское и Туюк-Суйское, так как они очень старые и находятся в плохом состоянии. Общая площадь загрязнения равна 61.000 м². В этой зоне максимальная доза облучения составляет 30 - 100 микро Р/ч. Теперь международные организации и представители государства пытаются решить проблемы этих четырёх хранилищ. Но вопрос остаётся всё ещё тупиковым», - отметил Шукуров.
Сохранение биоразнообразия
Профилактика биоразнообразия зависит от компетенции государства и учреждений, принимающих участие в охране природы. В Кыргызской Республике говорят всё больше и больше о нехватке законодательства и неуважения законов в области окружающей среды, а также о применении слабых мер наказания, использующихся для изменения положения. Важно также сказать, что население Кыргызстана не знает ничего об экологических проблемах. Как подчеркнула директор средней школы имени Кайназаровой, Татьяна Фёдорова, «в школьной программе существует курс экологии. Однако одного часа в неделю недостаточно, чтобы выработать у учеников сознательное отношение к природе. Развитие экологического образования в Кыргызстане характеризуется взаимодействием двух тенденций. С одной стороны, растет общественное понимание необходимости и важности экологического образования для последующего устойчивого развития общества, с другой стороны, отмечается сложность выработки единой стратегии и концепции экологического образования».
Как рассказал кандидат технических наук, доцент, декан естественно-технического факультета КРСУ Герман Лоцев, «в ВУЗах республики в настоящее время ведется подготовка профессионалов экологов по двум направлениям: «Экология и природопользование» и «Защита окружающей среды». Кроме этого, в связи с переходом на новые образовательные программы подготовки бакалавров и магистров, дисциплины «Экология» и «Основы экологии» введены в качестве обязательных в блок естественнонаучных дисциплин образовательных стандартов бакалавров». Поделился своим мнением и профессор, проректор по науке КРСУ Валерий Лелёвкин. Он заявил, что «около двадцати государственных высших учебных заведений Кыргызской Республики, занимаются подготовкой специалистов экологов. Ежегодно готовится до двух тысяч студентов экологической направленности по республике».
Вместе с тем, «существует сеть детских и юношеских экоклубов, созданных в Кыргызской Республике. Это свидетельствует о возрастающем интересе к экологическим проблемам и природоохранной деятельности. Повышается социальная активность, так как члены школьных экоклубов стремятся к расширению контактов», - отметила Лейла Сыдыкова, профессор КРСУ.
Эффективность этих мер могла бы быть более видимой при условии усиления существующих мер. А именно начинать обучение экологическим нормам раньше в школьных учреждениях и стараться, чтобы родители тоже принимали участие в экологическом воспитании нынешнего поколения. Только так можно сохранить экологию в Кыргызстане. Надо помнить, что природа уникальна и неповторима и только при правильном отношении к ней придёт и осознание её сохранности для будущих поколений.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Наталья 5 years ago
Здравствуйте. Заметили когда ввели карантин авто меньше стало. И на сколько чище воздух стал в городе
Ответить
Оставить комментарий