• 86.96
  • 91.03
  • 0.84
  • 0.17

Экологические сборы с иностранных автомашин при въезде на территорию КР - коррупционные риски и рекомендации

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

17 декабря 2013 года Правительство КР утвердило Временное положение о порядке взимания платы за загрязнение окружающей среды при въезде транспортных средств иностранных государств на территорию КР за №675.

Положение носит временный характер и с 2013 года по сей день оно не приобрело статус постоянно действующего нормативного правового акта. За 5 лет существования положения утверждения полноценного и функционального документа не произошло.

Аналитический центр «БизЭксперт» ознакомившись с повесткой региональных инвестиционных советов, предлагает обратить внимание на эффективность и прозрачность администрирование платежей, собираемых от субъектов предпринимательства на природоохранные цели. В частности, оценке был подвергнут вопрос экологического сбора с иностранных автомашин при въезде на территорию Кыргызской Республики и его воздействия на состояние экологии в стране.

Пункт 4 Положения устанавливает, что взимание платы осуществляется с водителей транспортных средств в национальной валюте за каждый въезд на территорию Кыргызской Республики. Однако у иностранных граждан чаще всего отсутствует национальная валюта на границе, что делает выполнение обязательства заведомо неисполнимым. Для устранения данного риска, предлагается установить возможность оплаты платы в иностранной валюте, эквивалентной сумме, установленной Правительством КР.

Пункт 5 Положения устанавливает, что плата за въезд транспортных средств уплачивается через платежные терминалы или банковские учреждения, установленные в пунктах пропуска, указанных в приложении к настоящему Временному положению.

Однако приложение к положению отсутствует как таковое, что создает высокий коррупционный риск и подлежит обязательному устранению. Этот же пункт устанавливает, что при отсутствии платежных терминалов, а также условий для обеспечения непрерывности работы платежных терминалов взимание платы осуществляется таможенными органами с использованием приходного кассового ордера, за исключением кыргызско-казахской границы.

Стоит отметить, что данная норма противоречит Положению о Государственной таможенной службе при ПКР, согласно которой Государственная таможенная служба не уполномочена на прием платежей от физических и юридических лиц иностранного государства.

В этом же пункте положение устанавливает, что плата осуществляется с обязательной выдачей квитанции об оплате, которая подлежит хранению до момента выезда с территории Кыргызстана. Однако эта норма требует актуализации по причине возникновения новых технологий, позволяющих оплачивать посредством электронных средств, где чек приходит к плательщику в электронной форме. Более того, обязательства по учету совершенных платежей должны быть возложены на администратора сбора платежей, а не на плательщика. Переход на безналичные платежи устранят ряд коррупционных рисков. С учетом необходимости увеличения доли безналичных платежей, данная возможность выглядит актуальной.

Кроме того Положение требует от владельцев платежных терминалов соблюдать порядок ведения кассовых операций в Кыргызстане, утвержденным Национальным банком КР. А для сотрудников государственной таможенной службы и экологических постов достаточно вести учет приходных кассовых ордеров. Существенная разница в требованиях к разным субъектам, а также отсутствие регламентации порядка хранения, транспортировки, обеспечения сохранности в отношении государственных служб является нормой с высоким коррупционным фактором, подлежащим незамедлительному устранению.

В этой связи рекомендуется установить равные требования для обоих субъектов, согласно порядку ведения кассовых операций утвержденных Нацбанком.

Пункт 8 Положения содержит норму, что от платы освобождаются грузовые транспортные средства в случаях установленных законодательством Кыргызской Республики, но соответствующего нормативного акта по состоянию на сегодняшний день не издано. Более того, бланкетная норма на не существующий нормативный правовой акт представляет собой высокий коррупционный риск и подлежит устранению посредством признания утратившим силу словосочетания «в иных случаях, предусмотренных законодательством КР».

Предлагается дополнить Положение соответствующими требованиями к документам, подтверждающим целевое назначение груза.

Более того, одним транспортным средством возможна перевозка грузов, принадлежащих разным собственникам и под разные цели. Такие ситуации Положение не регламентирует, что создает также высокий коррупционный риск. В связи с чем, Правительству необходимо восполнить возникший правовой пробел и регламентировать порядок и процедуры сбора с транспортных средств, которые везут одновременно категории грузов, влекущих освобождение от уплаты сбора и не освобожденные.

Согласно информации, опубликованной на официальном сайте Президента КР указано, что по проведенным Правительством расчетам ежегодная сумма от сбора может составить около 1 млрд. сомов. Однако фактически в 2016 г. сумма сбора составила - 50 млн. сом, что эквивалента 10 тыс. единицам грузовых автомашин и 25 тыс. единиц легковых автомашин.

Напомним, что Кыргызстан имеет границы с четырьмя странами – Казахстан, Китай, Таджикистан и Узбекистан. На границе с каждой страной Кыргызстан имеет всего 18 пропускных пунктов. Из сказанного следует, что в течении 2016 г. в Кыргызстан заезжало по 1,5 грузовых автомашин и 4 легковых с каждого пограничного поста, что фактически не соответствует действительности.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о неполном взимании платы за загрязнение окружающей среды при въезде транспортных средств иностранных государств на территорию Кыргызстана уполномоченными органами и нецелевом использовании собранных средств на природоохранные нужды. Из прогнозируемых поступлений в бюджет было собрано лишь 1/20 часть, что говорит о недополучении бюджетом республики 950 млн сомов.

Для устранения сложившейся ситуации и защиты окружающей среды от воздействия автомобильных транспортных средств АЦ «БизЭксперт» предлагает изменить процедуры взимания платы и субъектов, уполномоченных на сбор и администрирование ресурсов, поступающих от платежей с транспортных средств иностранных государств.

Эколого-экономический анализ

Сумма платы составляет от 500 до 2500 сом в зависимости от вида транспорта. Средства, поступают на специальный счет Республиканского фонда охраны природы и развития лесной отрасли. Плата за загрязнение окружающей среды должна оказать позитивное воздействие на состояние окружающей среды. Данный анализ сделан с целью оценки воздействие финансов на состояние экологии. Подчеркнем, сравнительный анализ сделан по данным из открытых источников.

К слову, отсутствие статистических данных по поступлениям и расходованию поступающих средств, не дает эффективно оценивать о влиянии платы на состояние окружающей среды. В открытых источниках (данные ГАООСЛХ) есть информация лишь за 2016 год, тогда Плата за загрязнение ОС при въезде автотранспортных средств иностранных государств на внешней границе КР составила 51 млн. сом или 6,56% от суммы общих расходов. Если за 2016 год было собрано 51 млн. сом, тогда границу КР пересекли 51 000 000/2 500=20 400 иностранных автобусов и грузовых автотранспортов или 51 000 000/1000= 51 000 легковых авто.

Рассчитаем сколько иностранных авто транспортов пересекают границу КР ежедневно 20 400/365=56 автобусов и грузовых авто или 51 000/365=140 легковых авто. Количество контрольно-пропускных пунктов на внешних территориях КР составляет 18. Таким образом, на каждый КПП приходится 56/18=3,1 грузовых машин и автобусов или 140/18=7,8 легковых авто. Принимая тот факт, что плата изымается за каждый въезд на территорию КР можно предположить, что количество автотранспортов должно быть значительно больше.

За период 2012-2017 гг. наблюдается увеличение расходов государственного бюджета на охрану окружающей среды. За прошлый год расходы составили 713 млн 410 тыс сом или 0,48% от бюджета.

В структуре за период 2012-2016 не наблюдается больших изменений. Однако стоить отметить, что по сравнению с 2013 годом (до введения платы) в 2015 году оплата труда выросла почти на 10% в структуре государственных расходов на охрану окружающей среды. Хотя по целевому назначению должно было увеличиться расходы на специальные средства и покупку товаров и услуг. Примечательно, что их доля наоборот уменьшается по сравнению с 2013 годом. Также в 2017 году структура расходов существенно отличается от предыдущих годов. Идет сокращение статьи расхода за счет специальных средств.
Расходы государственного бюджета на охрану окружающей среды по данным Национального статистического комитета и Министерства финансов значительно отличаются друг от друга. В прошлом году разрыв составил 151,6 млн. сомов.

По целевому назначению в структуре государственного расхода на охрану окружающей среды наибольшую долю занимает прочие услуги по защите биоразнообразия и охране ландшафта. Отсутствие уточнения услуг искажает информацию. Также большую долю занимают ветеринарная диагностика и ООПТ (Особо охраняемые природные территории). Статья расходов на охрану животных и растений составляют наименьшую долю.

По итогам национальной инвентаризации лесов в 2013 г. общая площадь лесного фонда составляет 2619.7 (тыс. га). Из них площадь лесов составляет 1135,5 (тыс. га) или 5,67% от всей территории страны. По сравнению с национальной инвентаризацией в 2011 года общая площадь лесного фонда сократилось на 57 (тыс. га). Несмотря на сокращение площади лесного фонда в 2014 году наблюдается рост площади покрытой лесом на 18,9 (тыс. га), а по отношению к общей площади с 5,58% до 5,67%. По данным Национального статистического комитета площадь, на которой было проведение лесовосстановление в 2016 году, увеличилась по сравнению с показателем прошлого года примерно на 16,84%. Однако стоить отметить, что площадь рубок превышает площадь лесовосстановления. Что негативно сказывается на запасах древесины, которая по сравнению с 2013 сократилась на 9,8 млн м3. Площадь лесовосстановления за 2014 год по сравнению 2013 годом сократилось на 8,2%.

В настоящее время по данным Национального статистического комитета для поддержания биоразнообразия в республике образованы и функционирует сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) общей площадью 968,1 га или 4,84 % от площади республики. По сравнению с 2013 площадь ООПТ увеличилась на 5,8 %, при этом количество ООПТ увеличилась с 19 до 22. Увеличение площади влияет на сохранение биоразнобразия и т.д. Но также стоить делать качественный анализ этих ООПТ.

Так же увеличиваются расходы на природные парки и заповедники. За 2016 год они составили 145,8 (млн. сом) и по сравнению с 2013 увеличились на 64,9 млн. сом или 80,22%. Если в 2013 году на 915 (тыс. га) расходы составляли 80,9 млн сом (88 сом на 1 га), то в 2016 году на 968,1 (тыс. га) расходовали 145,8 млн. сом (150,6 сом на 1 га). Т.е. расход на 1 га увеличилась на 62,6 сома или на 71,13%.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения в период 2008-2015 гг. имеет положительную динамику. В 2015 году площадь земель с/х назначения составили 6753,9 тыс. га увеличившись по сравнению с 2013 годом на 209,8 тыс. га. В то же время площадь деградированных земель уменьшается, и в 2015 году составили 3840 га, по сравнению с 2013 годом сократившись на 1557 га, также сокращается площадь неиспользованной пашни. Однако из-за отсутствия полива из-за неисправности оросительных сетей не используются 14039 га. Идет незначительный рост, что создает проблему неэффективной использовании земли.

На основании изложенного, Аналитический центр «БизЭксперт» обращается с просьбой поручить соответствующим подразделениям Генеральной прокуратуры проверить в порядке надзора за законностью подзаконного нормативного правового акта, а также проверить коррупционные риски, связанные с правоприменительной практикой по данному нормативному правовому акту.

АЦ «БизЭксперт» / ИАЦ «Кабар».

Комментарии

Оставить комментарий