Вначале стоит напомнить, что Президент Сооронбай Жээнбеков объявил 2018-й год Годом развития регионов. Об этом он заявил 10 января, на встрече с жителями Жумгальского района Нарынской области. Этим он дал старт большим преобразованиям в стране. Была начата сложнейшая работа. Сложность заключалась в том, что до этого самого момента никто из предыдущих глав кыргызского государства не предпринимал никаких действенных мер по всеобщему развитию страны. Сооронбаю Жээнбекову отчасти не позавидуешь, потому что ему досталось полнейшее запустение. С другой стороны, проявив политическую волю, глава государства может войти в историю, как Президент, при котором была объединена вся страна, как единый механизм. И не только политически, экономически. Важным аспектом работы по развитию регионов стала пропаганда единения.
Единство народа – сильное государство. Да, избитое, но логическое выражение. На сегодняшний день оно не теряет своей актуальности для ряда государств, а власти этих стран по-прежнему сосредоточены на деятельности по объединению этнических масс.
Как рассказал историк Александр Заболотний, «это тематика одна из самых актуальных особенно на постсоветском пространстве, где после падения СССР наружу вылезли в первую очередь межэтнические проблемы. Долгие годы в Кыргызстане продолжается компания по устранению подобных проблем, конфликтных ситуаций. Эта работа проходила и проходит с переменным успехом. Но власти страны напрямую заинтересованы в стабильности этнических групп, их мирного сосуществования. Нынешнее руководство республики продолжает курс по достижению мира, согласия и стабильности. Всё делается во благо самого государства. Президент Сооронбай Жээнбеков, объявив ещё два года назад курс, который был взят на развитие регионов, наглядно продемонстрировал своё желание устранить экономический разрыв между центром и регионами, и тем самым решить бытовые проблемы граждан. Когда налажен быт, тогда есть стабильность».
Долгие годы регионы страны переживали серьёзный упадок. В 90-е годы юг страны, как будто вообще отсутствовал на карте. В 2000-е годы началась широкомасштабная миграция из регионов в столицу Кыргызстана. Эти процессы нанесли значительный урон всему государству. Нужно было что-то предпринимать для того, чтобы государство стало крепким, чтобы каждый человек, живущий в любой области Кыргызстана, чувствовал свою нужность.
«Важнейшим историческим моментом стала инициатива Президента страны Сооронбая Жээнбекова по развитию регионов. Руководство, наконец, заострило своё внимание на то, что пока не будут устранены региональные проблемы, которые, прежде всего, проявляются в отсутствии благоустроенности быта, нехватки рабочих мест, не будет стабильности, а главное нельзя будет говорить о налаживании межэтнических отношений. За последние годы в регионах была проделана большая работа по созданию новой инфраструктуры, обеспечению рабочими местами, заработная плата стала делом постоянным. Прямо сейчас можно заняться выработкой национальной идеологии. Пора задаться основным вопросом об определении единой кыргызской нации, концепция которой может выглядеть по примеру американской, где есть одна национальность для всех народов и этносов», - заявил эксперт по международным вопросам Павел Дементьев.
Все граждане страны разных национальностей должны осознать себя частью единого народа Кыргызской Республики. Но для достижения этой цели, прежде всего, следует решить основную задачу – избавиться от социального неравенства в обществе и региональной дифференциации, а также политизации межэтнических отношений на фоне безработицы, снижения уровня образования, наличия групп молодежи, попавшей под влияние радикальных религиозных течений и криминальных групп. Международный опыт показывает, что в странах, где реализуется политика превентивного регулирования межэтнических отношений, сформировано осознание принадлежности к единой гражданской нации, противоречия решаются без применения насилия. В Кыргызстане, несмотря на опыт прошлых межэтнических конфликтов, до сих пор не создана система органов управления на центральном и местном уровнях по проведению мониторинга и превентивной работы.
Формирование и распространение идей гражданского патриотизма, единства нации, духовной и культурной общности народа Кыргызстана, межэтнического согласия и толерантности должна стать важнейшей государственной задачей. Ее решение возможно при активном участии различных институтов: семьи, учреждений образования, культуры, спорта, средств массовой информации, общественных организаций.
Всё это достижимо при условии осознанного ментального перехода на принципиально иной, более высокий уровень становления национального и общественного мышления.
Что же касается самой инициативы по развитию регионов, то она была закреплена соответствующим Указом, который был подписан Президентом 9 января 2018 года. Он стал базовым документом развития регионов.
«В 2018 году должна быть заложена основа для системных изменений в развитии регионов. Это потребует совместных усилий всех ветвей власти, гражданского сектора. Даны конкретные рекомендации Жогорку Кенешу, правительству, которые непосредственно касаются развития регионов, будут разработаны долгосрочные комплексные программы для каждого региона, утверждены стандарты планирования сел, городов и других территориальных единиц», - подчеркивал в своё время Сооронбай Жээнбеков.
Президент говорил, что в его бытность премьер-министром были разработаны и приняты Концепция развития регионов, Программа обеспечения населения чистой питьевой водой и Программа улучшения ирригации в стране. Глава государства подчеркнул, что Указ придаст мощный импульс осуществлению этих программ. И эти программы уже работают и на данный момент есть заметные положительные результаты в этом направлении.
Главная цель региональной политики - обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов республики для повышения благосостояния и качества жизни населения через фокусную поддержку развития опорных территорий.
Как заявил политический обозреватель Аркадий Гладилов, «за годы независимости республики, несмотря на проводимую политику, направленную на децентрализацию управления и усиление регионов, происходили процессы, которые привели к концентрации в экономическом и политическом центре страны всех ресурсов, включая финансовые и человеческие. На юге республики проживает более половины населения, при этом вклад южных областей и Оша в экономику республики составляет менее 30% ВВП страны. Юг республики экономически остается наименее развитым».
Но стоит отметить, что показатели, в связи с новой политикой государства стремительно меняются. Меняется и сам подход в ведении экономики, которая сейчас охватывает все уголки Кыргызской Республики. Всё это говорит о том, что страна впервые в истории своей независимости намерена развиваться всецело. Но пока ещё рано, так сказать, праздновать успех. Работы предстоит проделать немало. В частности наладить бесперебойное и своевременное финансирование в регионах, чтобы люди на местах претворяли в жизнь намеченные цели и задачи.
«Откровенно говоря, - как заметил Гладилов, - существует основная проблема – это финансирование. Некоторые регионы проявляют иждивенческие настроения, отсюда возрастает нагрузка на центр. Естественно, что львиная доля всех ресурсов и возможностей сосредоточено в двух крупнейших городах страны – Бишкек и Ош. Учитывая то, что МСУ (местные органы самоуправления) наделены большим полномочиями решать трудные задачи самостоятельным путём, поэтому стоит избавляться от «принципа иждивения» в некоторых регионах страны».
Как заявил эксперт, «необходимо разработать план по финансовому стимулированию регионов, чтобы и центр, и конкретный регион были мотивированы в получении нужного результата. Поэтому финансовой стороне нужно уделить основное внимание и серьёзно детализировать. Другая проблема – не стоит уповать на грантовые финансовые поступления. Это вчерашний день. В нынешней мировой экономической ситуации этот инструмент теряет свою эффективность, и делать на это ставку нельзя», - заметил Аркадий Гладилов.
Особое внимание нужно уделить развитию сельского хозяйства, которое является стратегической отраслью экономики Кыргызстана. Проблемы в этой сфере заключаются пока что в слабой обеспеченности сельхозугодий поливной водой. В Государственной стратегии устойчивого развития 2018-2040 гг. этой проблематике уделено особое внимание. Подавляющее большинство ирригационной инфраструктуры в республике эксплуатируется в среднем около 45 лет. С учетом роста населения за последние годы потребность в строительстве ирригационных объектов и введении новых орошаемых земель является наиболее приоритетной и актуальной задачей для Кыргызстана.
Государственная программа развития ирригации КР на 2017-2026 годы предусматривает строительство ирригационной инфраструктуры для обеспечения новыми орошаемыми землями сельских жителей. Введенные для выращивания сельхозпродукции новые орошаемые земли позволят улучшить социально-экономическое положение и обеспечат развитие регионов, а также будут содействовать решению вопросов продовольственной безопасности и борьбы с бедностью.
За последние два года решению вопроса по обеспечению чистой питьевой водой, а также развитию ирригационной системы уделяется приоритетное значение. Важно, что Президент Кыргызстана в самом начале своего должностного пути определил первоначальной задачей и главным направлением именно развитие регионов страны. Когда вся страна будет представлять собой один мощный и слаженный механизм, только тогда мы сможем констатировать факт реального развития государства.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий