В этом году исполняется два года со дня вступления в должность Президента Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова. За исходный период глава государства и его команда достигли всяческих успехов во многих сферах жизнедеятельности. Кыргызстан стал развиваться экономически, а вместе с этим улучшается инвестиционный климат страны.
Как рассказал эксперт в сфере экономических отношений при институте исследований мировой экономике (г. Казань )Максим Парфёнов, «именно за последние два года инвестиционный климат республики начал выходить из состояния грогги. Период стагнации, который наблюдался с 2010 года в экономических показателях КР подходит к своему завершению. Прежде всего, из-за инициативы Президента Жээнбекова по развитию регионов.
Началась активная фаза миграции денежных средств, освоение бюджетных накоплений, отсюда наблюдается оживление в экономике страны. Плюс ко всему прочему, внедрение цифровизации, как абсолютно нового проекта для КР также подвигло раскачать застой в экономической сфере. В ближайшие годы рост продолжится, как и должен улучшаться инвестиционный климат».
Надо отметить, что у Кыргызстана есть огромные возможности привлечения прямых иностранных инвестиций в различные секторы экономики. Преимущества местоположения включают в себя низкие трудовые затраты и затраты на электроэнергию, обильные гидроэнергетические ресурсы, хорошие погодные условия для сельского хозяйства, привлекательные пейзажи для туризма, и в целом конкурентоспособные налоговые и торговые преференции.
Важным остаётся момент продвижения отечественных товаров на внешние рынки. Развитие экономики любой страны невозможно представить без продвижения собственного производства. Это необходимый процесс, благодаря которому увеличивается ВВП страны, пополняется государственный бюджет, а значит, крепнет благосостояние народа. Привлечение инвестиций напрямую будет связано с дальнейшим продвижением товаров на различные рынки, как на постсоветском пространстве, так и далеко за его пределами.
Президент КР Сооронбай Жээнбеков обращает внимание именно на эти аспекты, когда речь заходит о перспективе развития экономики в Кыргызстане. У республики имеется огромный потенциал практически в любом направлении. «Продвижение отечественных товаров на зарубежные рынки - коллективная задача государственных органов и бизнеса», - подчёркивал глава государства во время своего визита в Свободную экономическую зону «Бишкек».
Как отметил экономист-консультант Денис Куляш, «в Бишкеке не первый год существует Свободная экономическая зона, которая довольно динамично развивается и используется по части успешного производства и реализации тех товаров, которые там изготовляются. Потенциал у СЭЗ большой. То, что Президент Жээнбеков посещал СЭЗ, должно подтолкнуть отечественных производителей к тому, чтобы проявить ещё большую инициативу в направлении активизации выпуска качественной и востребованной продукции. Затем нужно продумать вопросы продвижения и логистики. Именно от этого будет зависеть процесс развития экономики, как столичного региона, так и страны в целом».
На самом деле развитие Свободных Экономических Зон, это малая доля в развитии экономики, а также в продвижении отечественных товаров на зарубежные рынки. «Рынок дело тонкое. Он постоянно меняется, меняются потребности людей, но главное, что всегда остаётся в изменчивом измерении, это уровень качества и стандарты, требуемые при изготовлении той или иной продукции. Кыргызстану есть куда расти. Но и есть чем похвастаться. Швейная промышленность и её товары довольно востребованы за пределами страны, особенно в Российской Федерации. Следует только выводить данную отрасль из тени и тогда она может быть в авангарде экономических показателей КР», - отметил Парфёнов.
Важнейшим событием для экономического роста страны и инвестиционной привлекательности стало создание в системе Министерства иностранных дел нового подразделения, Департамента экономической дипломатии. Как раз он должен осуществлять работу в направлении привлечения инвестиций в страну.
«Департамент занимается вопросами оказания содействия в привлечении инвестиций, продвижении отечественной продукции на зарубежные рынки, в продвижении туристического потенциала. Мы получили поддержку правительства, нам выделили 9 человек из других ведомств», - сказал глава МИД Чингиз Айдарбеков.
Как подчеркнул Министр иностранных дел КР, Департамент только начинает работать.
«Сказать, что мы достигли существенных результатов, не возьмусь, но мы в этом направлении уже проделали конкретную работу. Мы систематизировали документы, разработали план мероприятий, утвердили его и разослали в дипучреждения. Каждый пункт плана мы четко контролируем и координируем, работаем с диппредставительствами за рубежом. В этот план вошли и итоги совещания президента с послами, поручения премьер-министра», - добавил он.
Глава МИД обратил внимание на то, что Департамент также занимается продвижением интересов КР в финансовых организациях и отслеживанием грантовых соглашений. Кроме того, Чингиз Айдарбеков прокомментировал сообщение о том, что Агентство по привлечению и защите инвестиций могут передать МИД.
«Сейчас у нас идет работа по анализу эффективности. Решение должно быть принято в интересах экономики страны. Нужно принять такое решение, которое будет сбалансированным по привлечению инвестиций, вплоть до названия этой структуры. Нужен орган, который предоставит инвестору весь спектр услуг, не только связанных с регистрацией юридического лица, но и будет содействовать в решении текущих вопросов», - сказал Айдарбеков.
По словам министра, на сегодня идет процесс изучения опыта других стран.
«Вопросами привлечения инвестиций в некоторых странах занимается Минэкономики либо МИД, либо отдельная структура. Мы должны исходить из нашей специфики и возможностей. Будет изучаться несколько вариантов и принято сбалансированное решение. МИД использует весь имеющийся арсенал и потенциал. На самом деле, наши посольства привлекают инвесторов и их внимание к Кыргызстану, но нужно их сопровождать и содействовать в решении возникающих проблем на территории Кыргызстана», - подчеркнул Чингиз Айдарбеков.
Глава внешнеполитического ведомства заявил, что на сегодня инвестиции больше всего поступают традиционно из России и Китая.
«В целом по статистике идет рост прямых иностранных инвестиций. Виден положительный результат, который предпринимается правительством совместно с парламентом в этом направлении», - дополнил он и сообщил, что создание Института бизнес омбудсмена улучшает инвестиционные позиции Кыргызстана.
Как отмечает эксперт в мировой экономике, кандидат экономических наук Роман Филиппов, «это, пожалуй, самый важный момент в истории деловой среды Кыргызстана. Бизнес должен быть защищённым. Именно отсутствие данного обстоятельства тормозило его развитие в КР. От начинающего предпринимателя до крупного бизнесмена в Кыргызстане практически никто не имел определённый щит противодействия различным факторам, которые замедляли ход их деятельности. В мире бизнес-омбудсмены осуществляют активную деятельность, что благотворно сказывается на укреплении и укрупнении бизнес-структур того или иного государства, а также создаёт большую почву для различных интересов со стороны заинтересованных лиц, которые до того момента не были вовлечены в деловую среду. Есть уверенность в том, что такой опытный чиновник, как Робин Орд-Смит сможет вывести на высокий и качественный уровень деловую область Кыргызстана. Республика сейчас имеет хороший экономический и инвестиционный климат, поэтому создание подобного института способно укрепить имеющиеся результаты».
Надо отметить, что бизнес-омбудсмены не только способствуют устранению нарушений в действии или бездействии исполнительных органов, но и содействуют развитию бизнеса в целом. В их деятельности значительная роль отводится консультационно-ориентирующей и информационной функциям, а в сферу деятельности омбудсменов в рамках определенных программ по содействию развитию бизнеса, включены функции контроля за выполнением программ соответствующими ведомствами.
«Именно этот момент хочется особо подчеркнуть. Я знаю, что в Кыргызстане есть идейные бизнесмены, которые с удовольствием ведут свои дела, но сталкиваются с некоторыми юридическими препонами, в виде несовершенства нормативно-правовой базы. Бизнес-омбудсмен теперь будет неким мерилом между бизнесом и государством, который будет приводить акты в тот порядок, который будет позволять развивать ту или иную сферу в деловой среде Кыргызстана. Также, бизнес-омбудсмен должен следить за качеством исполнения законов, как со стороны государства, так и со стороны бизнес-сообщества. В общем и целом, создание института бизнес-омбудсмена окажет положительное влияние на перспективы развития бизнеса в стране», - подчеркнул эксперт.
Как видно из вышеизложенного работа по улучшению экономических показателей и инвестиционному климату продвигается уверенной поступью. За два года, что Президент Сооронбай Жээнбеков находится у власти, страна действительно пробудилась ото сна и намерена осуществлять много намеченных планов. Работа по привлечению иностранных инвестиций остаётся приоритетным. Нужно приложить максимум усилий для того, чтобы экономический и инвестиционный климат в республике только улучшался.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий