• 86.96
  • 91.03
  • 0.84
  • 0.17

Депутаты ЖК предлагают снизить избирательный порог и залог перед выборами в парламент в 2020 году

Парламент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 29.10.19. /Кабар/. На общественное обсуждение с 29 октября 2019 года выносится проект Конституционного закона КР «О внесении изменений в конституционный Закон «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша».

Инициаторы - депутаты парламента Мирлан Жеенчороев, Исхак Масалиев, Жанар Акаев, Нататлья Никитенко, Дастан Бекешев.

Согласно документу, в соответствии со статьей 70 Конституции КР Жогорку Кенеш является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий. Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по пропорциональной системе. Порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша, включая избирательный порог для прохождения в парламент, определяется конституционным законом.

В момент введения пропорциональной избирательной системы выборов в парламент порог для прохождения в парламент республики составлял 5 и более процентов голосов от общего числа зарегистрированных избирателей. При этом значении избирательного порога, предусмотренного статьей 77 Кодекса КР «О выборах в Кыргызской Республике» выборы в Жогорку Кенеш проводились два раза в 2007 и 2010 годах. В последующем с принятием конституционного Закона КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша» избирательный порог был повышен с 5 до 7 процентов. В августе 2017 года избирательный порог был вновь повышен до 9%.

Смысл пропорциональной системы выборов заключается в том, чтобы предоставить возможность быть представленными в парламенте разным политическим силам, представляющим интересы различных слоев населения. В нынешней ситуации проходной порог в 9 процентов приведет к ограничению пропорционального представительства различных политических сил в парламенте, а также конституционных прав граждан на представительство в Жогорку Кенеше. Искусственно повышаемый порог отсекает, как показывает международная практика, до 40-50% голосов избирателей, которые просто не будут представлены в парламенте.

И так рассмотрим ситуацию с повышением порога на примере результатов выборов депутатов Жогорку Кенеша 4 октября 2015 года.

На выборах 2015 года общее число зарегистрированных избирателей составило 2 млн 761 тыс. 297 избирателей, из них 1 млн 630 тыс. 125 избирателя приняли участие в голосовании, что составило 59,03%.

Кроме того, завышенный избирательный порог может привести к еще одному негативному явлению: партия, за которую проголосовало меньше половины избирателей, получает большинство депутатских мандатов благодаря отсечению от участия в распределении мандатов партий, в совокупности имеющих значительную поддержку избирателей. Тем самым решения, принимаемые большинством депутатов Жогорку Кенеша, могут не отражать волю большинства избирателей.

С правовой точки зрения избирательный порог является существенным ограничением прав граждан и потому он может считаться допустимым лишь в той мере, в какой он позволяет решать задачу по обеспечению конституционно защищаемых ценностей.

В целях предоставления возможности участия всех политических сил, в частности новых и молодых партий в парламентских выборах законопроектом также предлагается снизить сумму избирательного залога для политических партий на выборах в Жогорку Кенеш.

Норма о необходимости внесения политическими партиями избирательного залога для участия на выборах в Жогорку Кенеш предусмотрен статьей 61 конституционного Закона «О выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша» и в настоящее время составляет 50-тысячекратный размер установленного законодательством расчетного показателя или 5 млн сомов. С момента введения (2007 год) пропорциональной системы выборов до апреля 2015 года избирательный залог составлял 5-тысячекратный размер расчетного показателя или 500 тыс. сомов. При такой сумме избирательного залога на выборах в Жогорку Кенеш в 2010 году участвовали 29 партий, а в 2015 году, когда сумма избирательного залога была увеличена до 5 млн сомов на выборах участвовали всего 14 партий.

Таким образом, слишком большой размер требуемого от политической партии избирательного залога может помешать участию в выборах множеству партий по причине их финансово-экономического положения. Это также создает образ того, что закон позволяет быть кандидатами в депутаты парламента лишь обеспеченным гражданам. Право на участие в парламенте и правительстве должно быть широким, инклюзивным и не сведенным до небольшой состоятельной части граждан. Более того, большой размер избирательного залога может иметь дискриминационное значение для новых политических партий, так как новые партии зачастую находятся в менее выгодных экономических условиях, чем состоявшиеся партии. При этом следует отметить, что участие новых и молодых партий в выборах – очень актуально и важно. Участвуя в выборах, они набираются опыта, учатся. В то же время это обуславливает конкуренцию. Тот факт, что залог возвращается по достижении определенного значения поданных голосов, не решает проблему. В этой связи необходимо тщательно пересмотреть объем требуемого залога. При том, что он должен быть достаточным для предотвращения участия фиктивных партий, требование залога не должно приводить к лишению прав партий на участие в выборах.

Исходя из вышеизложенного настоящим законопроектом предлагается снизить сумму избирательного залога до 1 млн сомов. С приближением выборов аналогичные требования все чаще озвучиваются со стороны многих политических партий республики.

Вместе с тем, законопроект соответствует Конституции, гражданскому законодательству в целом и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке.

Комментарии

Оставить комментарий