Бишкек, 13.06.19. /Кабар/. На общественное обсуждение с 13 июня 2019 года выносится законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР в сфере регулирования алиментных обязательств».
Инициаторы - депутат Жогорку Кенеша А.Мамашова, А.Алтыбаева, Г.Асылбаева, Д.Исаева, А.Исмаилова, И.Карамушкина, А.Касымалиева, А.Кодуранова, М.Мавлянова, Г.Молдобекова, Ж.Мусабекова, Н.Никитенко, А.Осмонова, Р.Туманбаева, К.Орозова, Г.Самат, А.Самигуллина, Е.Строкова, .Э.Сурабалдиева, А.Аскарова.
Согласно справке обоснования, по данным Нацстаткома КР, в 2018 году в стране зарегистрировано 49 тыс. 579 браков и 10 тыс. 434 развода. Таким образом, расторгается почти каждый четвертый-пятый брак из официально зарегистрированных. При этом отсутствует реальная картина количества случаев прекращения семейных отношений теми лицами, чей брак не был официально зарегистрирован. Следует отметить, что за последние три года число разводов имеет тенденцию к увеличению, и, как следствие, все больше несовершеннолетних детей остаются проживать с одним родителем. Кроме того, нахождение одного из родителей в миграции зачастую лишь усугубляет непростое материальное положение ребенка.
В 2018 году в уполномоченный государственный орган по принудительному исполнению исполнительных документов поступило 11 700 исполнительных документов по взысканию алиментов, а также 28 937 исполнительных документов перешло с предыдущего года. Таким образом, в год у судебных исполнителей числится 40 637 должников по алиментам.
Семейным законодательством предусмотрена возможность лишения родительских прав вследствие неисполнения родителем обязанности по содержанию несовершеннолетнего ребенка. Формулировка статьи 75 Семейного Кодекса в качестве необходимого условия называет злостное уклонение от уплаты алиментов, однако содержание понятия «злостное уклонение» Семейный кодекс не раскрывает. Это дает неплательщику возможность продолжать уклоняться от уплаты алиментов полностью либо выплачивать их частично в малом объеме, в том числе путем предоставления документов о доходе ниже прожиточного минимума, сокрытия реальных доходов и т.п. без применения к нему каких-либо семейно-правовых или уголовно-правовых санкций.
При этом должник, даже если он не участвует в воспитании ребенка, или его местонахождение неизвестно взыскателю, сохраняет возможность влияния на жизнь ребенка (давать согласие на получение ребенком общегражданского паспорта, выезда ребенка на лечение, спортивные соревнования отдых и т.п.). Для решения названных проблем в целом, а также в целях повышения уровня жизни несовершеннолетнего ребенка, обеспечения его потребностей, прав и интересов, в частности, разработан и вынесен данный законопроект.
Данным законопроектом предусмотрены меры по обеспечению регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания несовершеннолетнего ребенка, что позволит сократить долю детей, не получающих алименты в полном объёме.
Проектом закона установлен минимальный размер алиментов, взыскиваемых в долевом отношении к заработку или иному доходу родителя, в соответствии с прожиточным минимумом на ребенка согласно возрасту. Так, например, размер алиментов на одного ребенка в возрасте от 7 до 14 лет должен составлять одну четверть от заработка родителя, но при этом быть не менее половины от прожиточного минимума в 4143,44 сом. При этом сохраняется возможность взыскания алиментов в твердой денежной сумме, если взыскание в долях существенно нарушает интересы ребенка.
Таким образом, у недобросовестного родителя, имеющего доход в размере средней заработной платы или выше, не будет стимула предоставлять справки о заработной плате, например, в 5000 сом с тем, чтоб размер алиментов составил на одного ребенка 1250 сом. Кроме этого, введено определение понятия «злостное уклонение от уплаты алиментов», которое выражается в систематическом (два и более раза) умышленном неисполнении или исполнении не в полном объеме алиментного соглашения или судебного акта по уплате алиментов, а также уточнены основания привлечения неплательщика к ответственности в соответствии с Кодексом о проступках (не только уклонение, но и уклонение от выплаты в полном объеме). Также проектом Закона предусматривается обязанность родителя принимать участие в дополнительных расходах на ребенка (например, при его болезни), даже если родитель передал в счет уплаты алиментов какое-либо недвижимое имущество.
Одним из основных норм, предусмотренных данным проектом в целях исполнения должниками своих алиментных обязательств, является установление срока для вынесения судебным исполнителем постановления о временном ограничении на выезд должника. Данная норма вводится в целях урегулирования участившихся случаев, когда родитель, злостно уклоняющийся от уплаты алиментов, выезжает за пределы КР, чем существенно затрудняет взыскание алиментов, лишая тем самым ребенка права на достойный уровень жизни. Так, по данным Министерства внутренних дел КР за 2018 год разыскивается 831 неплательщик алиментов.
Еще одним нововведением законопроекта является возможность разрешения в судебном порядке спора по вопросу временного выезда ребенка за пределы территории КР (на лечение, на спортивные и иные соревнования, на отдых и др.), исходя из интересов ребенка, не позднее одного месяца и оформления ему общегражданского паспорта на основании решения суда.
Текст сравнительной таблицы можно скачать по ссылке.
Комментарии
Оставить комментарий