Бишкек, 10.10.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 10 октября 2018 года выносится законопроект о внесении изменений в закон КР «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов КР».
Инициаторы депутаты Жогорку Кенеша Н.Никитенко, Т.Жоробеков, Д.Торокулов, У.Кыдыралиев, А.Нурбаев, Б.Турусбеков, Т.Мамытов.
Как согласно справке обоснования, задачами данного проекта закона является повышение профессионализма и эффективности работы избирательных комиссий, обеспечение гарантий трудовых прав членов избирательных комиссий, а также оптимизация затрат, связанных с обучением членов избирательных комиссий в свете применения новых технологий в выборном процессе.
В целях улучшения качественного состава членов территориальных и участковых избирательных комиссий, проектом Закона устанавливается, что Центральная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит обучение членов избирательных комиссий и участников избирательного процесса. В соответствии с чем, статья 7 указанного выше закона дополняется соответствующим положением.
Кроме того, с учетом необходимости совершенствования системы обучения, проектом также предусматривается закрепление положений о проведении обучения в электронном формате. В настоящее время Центральная избирательная комиссия ведет работу по внедрению электронной цифровой площадки для обучения в электронном формате. На официальном сайте Центральной избирательной комиссии будет размещен специальный раздел, посвященный повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовой культуры избирателей.
Законопроектом предлагается создание Центра гражданского образования, которая будет функционировать в форме учреждения, содействующего в организации, координации и обеспечении работ в области повышения правовой культуры избирателей (участников референдума) и повышении квалификации членов избирательных комиссий. Предлагается, что сновной задачей деятельности Центра гражданского образования является создание и реализация единой системы качественного правового просвещения и образования, учитывающей интересы граждан, государственных органов, общественных объединений, позволяющей повысить гражданскую ответственность и правовую культуру избирателей, в том числе информационно-разъяснительная деятельность по подготовке и проведению всех видов выборов. При реализации мероприятий в области повышения правовой культуры и информационно-разъяснительной деятельности учитываются особенности целевых групп избирателей (военнослужащие, пенсионеры, женщины, молодежь, граждане с ограниченными возможностями и др.).
В соответствии с действующей редакцией Закона КР «Об избирательных комиссиях по выборам и проведению референдумов КР» срок полномочий участковых и территориальных избирательных комиссий составляет 2 года.
Однако на практике столь краткий срок работы избирательных комиссий усложняет работу избирательной системы в целом, поскольку сопряжен с формированием и обучением новых составов избирательных комиссий каждые 2 года.
Обучение членов избирательных комиссий методике проведения выборов с применением новых технологий в результате реформы выборного процесса, позволило бы сделать процесс обучения менее затратным за счет применения и совмещения различных форм обучения, включая электронные.
Для разрешения данной проблемы, срок полномочий участковых и территориальных избирательных комиссий, предлагается увеличить с 2 до 5 лет. Следует отметить, что анализ выборного законодательства ряда государств показывает, что срок полномочий избирательных комиссий составляет от 4 до 5 лет (Российская Федерация, Республика Казахстан, Молдова и др.).
Принимая во внимание, что с начала 2018 года идет формирование новых составов территориальных и участковых избирательных комиссий, предлагается установить действие нового четырехлетнего срока полномочий (части 1 статьи 19) с 1 января 2018 года.
Законом КР от 20 февраля 2017 года №26 была изложена в новой редакции статья 22 Закона КР «Об избирательных комиссиях по выборам и проведению референдумов КР».
При внесении данного проекта в Жогорку Кенеш, в законопроекте, в том числе предусматривалось положение о выплате вознаграждений всем членам территориальных, участковых избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов, референдумов в размере, установленном Правительством.
Однако при рассмотрении указанного проекта абзац 2 части 5 статьи 22 проекта Закона «Члену территориальной, участковой избирательной комиссии, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдумов от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы», был исключен (без согласования с ЦИК КР)
Между тем, статьей 182 Трудового кодекса (Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей) предусмотрено, что:
«Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом или иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.
При совершении работником действий в интересах общества (ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, спасении жизни человека, участии в работе избирательных комиссий и других) за ним сохраняется на этот период место работы (должность) и средний заработок».
В целях приведения в соответствие с указанными нормами Трудового кодекса, обеспечения гарантий трудовых прав членов избирательных комиссий, активного вовлечения граждан в работу избирательных комиссий предлагается дополнить часть 5 статьи 22 вторым абзацем следующего содержания: «Члену территориальной, участковой избирательной комиссии, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдумов от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы (независимо от форм собственности)».
Комментарии
Оставить комментарий