Бишкек, 28.08.18. /Кабар/. На общественное обсуждение с 28 августа 2018 года выносится проекты законов КР о внесении изменений в некоторые законодательные акты в законы КР «О правовом положении иностранных граждан в КР», «О внешней трудовой миграции», «О внешней миграции», «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения», «Об образовании», «Об охране здоровья граждан в КР», «О Государственной границе КР» и также в Земельный кодекс КР.
Инициатор депутат Жогорку Кенеша Махабат Мавлянова.
Как сообщается в справке обоснования, в соответствии с Конституцией КР иностранные граждане и лица без гражданства в КР пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами КР, кроме случаев, установленных законом или международным договором, участницей которого является КР.
С момента обретения независимости в разные года выход из гражданства КР оформили многие граждане. В основном, после выхода из гражданства КР они становились гражданами Российской Федерации и других государств.
Следует отметить, что мигранты, в том числе граждане КР, а также лица, вышедшие из гражданства КР не прерывают связь с Кыргызстаном, родственниками, о чем свидетельствуют осуществление ими постоянных денежных переводов в КР. В среднем мигранты отправляют на родину около 2 млрд долларов США ежегодно, а доля денежных переводов по отношению к объему ВВП составляет более 37 %.
По некоторым данным, в Российской Федерации трудятся около 700 тыс. граждан КР. Однако, в действительности количество мигрантов в РФ может достигать до 1 млн. человек. Следует отметить, что бывшие граждане КР после выхода из гражданства уже не считаются мигрантами и выбывают из статистичнского учета. По некоторым данным, более 30 тыс. мигрантов работают в Казахстане, столько же в Турции, в Южной Корее - более 14 тыс. кыргызстанцев, а в странах Европы и США работает более 20 тыс. человек. Число кыргызстанцев, проживающих или трудящихся в других государствах доподлинно неизвестно. Также, отсутствуют точные данные о том, гражданами каких стран стали наши бывшие граждане и в каком количестве. В дальнейшем, следующие 20 лет число мигрантов (граждан КР и лиц, ранее состоявщих в гражданстве КР) с учетом их детей и внуков за рубежом может существенно увеличиться.
Вместе с тем, основными причинами миграции являются отсутствие работы, адекватной заработной платы, низкий уровень доходов, финансовые трудности, бедность, малообеспеченность, что стало результатом высокого уровня коррупции, неэффективного управления прежних режимов, что стимулировало граждан покидать свою страну в поисках лучей жизни за рубежом. Многие из них оформили отказ от гражданства КР, что является для большинства наших бывших соотечественников вынужденным решением, принятым в целях улучшения своего правового положения в стране пребывания. После оформления выхода из гражданства такие граждане для КР рассматриваются как иностранные граждане или лица без гражданства (если не имеют подтверждения принадлежности к гражданству другого государства).
В настоящее время, еще есть тенденция того, что бывшие граждане Кыргызской Республики желают посещать Кыргызстан, осуществлять инвестиции, пользоваться услугами в сфере здравоохранения, образования, по мере необходимости находиться и работать в Кыргызстане, при этом не выходя из гражданства той страны, в котором они оформили гражданство. Многие соотечественники инвестируют свои накопленные средства главным образом в недвижимость в Кыргызстане в надежде вернуться на родину в преклонном возрасте.
В то же самое время, следует учесть, что в стране пребывания они создают семьи, обзаводятся детьми, внуками, для которых родиной будет считаться уже та страна, в которой они родились, и уже через десять-пятьнадцать лет для таких людей Кыргызстан уже не будет асоциироваться с родиной, и связь потомков наших бывших граждан с нашей страной существенно будет ослабевать, также как и их инвестиции если не будут предприняты меры, стимулирующие их возвращение или частое посещение нашей страны, и не будут созданы комфортные условия пребывания.
Исходя из изложенного, разработан настоящий проект Закона, направленный на предоставление особых прав, привилегий иностранным гражданам, ранее состоявшим в гражданстве КР, касающихся их правового положения в стране, порядка пребывания, трудовых прав, пересечения государственной границы, получения образования и лечения.
Целью настоящего проекта Закона является сохранение и интенсификация связей с бывшими гражданами за рубежом, их детьми и внуками, привлечение в страну интеллектуального капитала и инвестиций через бывших граждан Кыргызской Республики для обеспечения стабильного развития общества и устойчивого роста экономики.
В отношении бывших граждан КР также как и для иностранных граждан действуют некоторые ограничения, установленные законодательством КР. Поэтому, основными направлениями законопроекта являются следующие нововведения, касающиеся прав иностранных граждан, ранее состоявших в гражданстве КР (их детей и внуков):
- введение института присвоения статуса гражданина кыргызстанского происхождения уполномоченным государственным органом в сфере регистрации граждан;
- расшираются права лиц, получивших такой статус и улучшается их правовое положение, их права приравнивается с правами граждан Р, кроме избирательных и политических прав.
По законопрокту предлагается расширить следующие права лиц, получивших статус гражданина кыргызстанского происхождения:
- свободно въезжать в КР и выезжать из Кыргызской Республики без оформления визы с предъявлением удостоверения бывшего гражданина КР (в применении данного механизма нет необходимости гражданам тех стран, в отношении которых действует безвизовый или упрощенный визовый режим);
- проживать и работать в КР без оформления вида на жительство и разрешения на работу;
- работодателям не требуется разрешение уполномоченного органа в сфере миграции на привлечение в качестве работника лица, обладающего таким статусом;
- лицо, обладающее статусом гражданина кыргызстанского происхождения освобождается от регистрации в уполномоченном органе по прибытии в КР (по действующей норме иностранные граждане обязаны в течение 5 дней пройти регистрацию в уполномоченном органе (постановлением правительства КР от 19 декабря 2016 года № 689 «О вопросах регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства на территории КР» утвержден «Перечень иностранных государств с указанием сроков освобождения иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в КР, от регистрации по месту пребывания в уполномоченных государственных органах, а также в гостиницах», согласно которому в отношении граждан разных стран установлены различные сроки регистрации: к примеру, РФ-30 дней, Турецкая Республика - 90 дней, США – 60 дней, Республика Корея-60 дней и т.д.);
- организации образования независимо от форм собственности обязаны устанавливать для лиц, обладающих статусом бывшего гражданина КР такие же размеры оплаты за обучение как и для граждан КР;
- организации здравоохранения независимо о форм собственности обязаны устанавливать цены за оказание услуг (лечение) такие же как и для граждан КР;
- если наследником земельной доли и/или земельного участка сельскохозяйственного назначения является иностранное лицо, обладающее статусом гражданина кыргызстанского происхождения, оно обязано в течение десяти лет с момента возникновения права на земельную долю и/или участок произвести их отчуждение гражданину Кыргызской Республики вместо 1 года по действующей норме. (бывшие граждане часто сталкиваются с такой проблемой, когда родители – граждане Кыргызстана после ухода из жизни оставляют земельные участки сельскохозяйственного назначения в наследство, однако они вынуждены продавать их в течение одного года в соответствии с нормами Земельного кодекса КР, но нами предлагается продлить такой срок до 10 лет для бывших граждан). Считаем, что продление сроков позволит нашим бывшим гражданам инвестировать свои средства в сельское хозяйство.
Бывшим гражданам КР выдается удостоверение установленного образца, но они не могут его использовать в качестве документа, удостоверяющего личность. При получении услуг в различных учреждениях КР, при пересечении государственной границы вместе с иностранным документом, удостоверяющим личность предъявляется удостоверение бывшего гражданина КР. Статус бывшего гражданина КР оформляется и выдается на платной основе, размер оплаты будет определяться правительством КР.
Статус гражданина кыргызстанского происхождения не может быть выдан гражданам приграничных государств. В предоставлении статуса может быть отказано в случаях, если:
- при подаче ходатайства сообщили о себе ложные сведения;
- имеют судимость за совершение преступления в КР или в стране постоянного проживания, или отбывают наказание в виде лишения свободы;
- осуществляют деятельность, представляющую угрозу безопасности КР;
- являются членами террористических, экстремистских или сепаратистских организаций;
Также предусматривается возможность лица, оюладающим статусом гражданина кыргызстанского происхождения отказаться от такого статуса. Кроме этого, будет предусмотрена возможность аннулирования уполномоченным органом статуса в случае совершения гражданином общественно-опасных деяний, правонарушений, причастности к экстремизму, терроризму и т.д.
Уполномоченным органом по присвоению данного статуса предлагается определить уполномоченный орган по регистрации населения, так как именно этот орган оформляет документы по выходу граждан из гражданства КР.
Реализация этих целей позволит лицам, оформившим иностранное гражданство, сохранять связь с исторической Родиной, облегчить их пребывание, трудовую, экономическую, инвестиционную деятельность и другие аспекты их взаимосвязи с Кыргызстаном. Лица, получившие статус гражданина кыргызстанского происхождения продолжат пользоваться практически теми же правами, предоставленными гражданам КР. Однако, указанные лица не имеют право избирать и быть избранными, не имеют права занимать должности в государственной и муниципальной службе, в правоохранительных органах, обороны и судебной системе. Тем не менее, так как законопроект предусматривает освобождение от необходимости получения разрешения на работу, бывшие граждане, а также их дети и внуки смогут работать в различных сферах, в том числе в сфере образования, здравоохранения. Ожидается, что предприимчивые граждане будут осуществлять инвестирование средств в экономику, тем самым создадут возможности для новых рабочих мест.
Предоставление бывшим гражданам, их детям и внукам прав свободно передвигаться, въезжать в КР позволит наращивать туристический потенциал, поскольку для них будут сняты все препятствия по постоянному оформлению визы и обязательной регистрации по прибытии в течении определенного короткого времени.
Комментарии
Оставить комментарий