• 87
  • 90.55
  • 0.84
  • 0.17

Депутат предлагает дать юридический статус экспертному анализу законопроектов

Парламент 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 02.10.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 2 октября 2018 года выносится законопроект о внесении изменений в законы КР «О нормативных правовых актах КР», «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», «О Регламенте Жогорку Кенеша КР».

Инициатор депутат Жогорку Кенеша Торобай Зулпукаров.

Согласно законопроекту, основной целью внесения данного законопроекта является - повышение качества и эффективности принимаемых нормативных правовых актов, а также законность, обоснованность, комплексность, объективность, независимость, гласность и недопустимость «конфликта интересов».

Задача повышения качества принимаемых законов и эффективности законодательства является одним из приоритетов политического развития любой современной страны. Именно качество законов определяет эффективность правоприменения и стабильность правовой системы страны. Важнейшим инструментом обеспечения высокого качества законов является экспертиза законопроектов. Именно тщательное и всестороннее экспертное изучение законопроекта в рамках законотворческого процесса позволяет вовремя выявить все проблемы и противоречия, которые данный законопроект в себе заключает.

Вместе с тем отмечаем, что на сегодняшний день, основной проблемой принимаемых нормативных правовых актов являются:

- законодательные инициативы субъектов не имеют комплексного подхода к решению проблем общества, меры регулирования принимаются точечно;
- устранение выявленных в ходе экспертизы коррупционных факторов или прав гражданина - не является обязательным, в виду того, что заключения службы экспертизы - носят рекомендательный характер и не имеют правового статуса;
- отсутствия ответственности уполномоченных лиц, за не устранение выявленных по результатам экспертиз замечаний и предложений;
- не установление обязательность проведения экспертиз действующих нормативных правовых актов;
- не обеспечение учета мнения субъектов предпринимательства при принятии нормативных правовых актов, и т.д.

Исходя из вышеизложенного, одним из основных идей внесения норм является:

- оценка качества, обоснованности и своевременности проекта;
- осуществление проведения отдельных видов специализированных экспертиз проектов нормативных правовых актов в соответствии с методикой проведения отдельных видов специализированных экспертиз проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики приложенной к Закону.

Следует отметить, что принятия статусных норм об экспертизе или экспертной деятельности позволит нормативно закрепить понятие экспертизы нормативного правового акта, принципы, виды и объекты экспертизы, ее субъектов, процедуру осуществления и результаты вывода экспертизы;
- определение эффективности нормативного правового акта в правоприменительной практике;
- выявление и оценка социальных, экономических и иных отрицательных последствий принятия проекта в качестве нормативного правового акта;
- осуществление проведения отдельных видов специализированных экспертиз проектов нормативных правовых актов в соответствии с методикой проведения отдельных видов специализированных экспертиз проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики приложенной к Закону;
- привлечение лиц не принимавших непосредственного участия в подготовке проекта нормативного правового акта;
- обязательность учета заключения по итогам отдельных видов специализированных экспертиз;
- аккредитация независимых экспертов;
- возможность проведения независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов ученными и специалистами из других государств.

Иными словами, действенность экспертизы проектов нормативных правовых актов может быть достигнута лишь при наличии соответствующей нормативно-правовой базы, придающей ей необходимый юридический статус.

Другой целью законопроекта является введение в законодательство КР норм, закрепляющих более ясное определение анализа регулятивного воздействия и требующих его обязательного наличия к нормативным правовым актам их проектам и иным документам, направленных на регулирование предпринимательской деятельности, поскольку на сегодняшний день анализ регулятивного воздействия в Кыргызстане разными субъектами применяется в разных ролях.

Для субъектов законотворческой инициативы - это пустая формальность, которую необходимо выполнить фиктивно, чтобы не было нарушений этапов законотворческого процесса.

Для бизнес-сообщества - это единственный инструмент вовлечься в процесс разработки регуляторных нормативных актов, а также исключить не выгодные для бизнеса инициативы или напротив отстоять благоприятные для бизнес-среды проекты решений. Как видно, каждая группа применяет АРВ в удобном для себя фокусе. Однако истинная роль АРВ заключается в совершенствовании регуляторной политики государства для сокращения издержек экономики страны.

Однако законодательством до сих пор не определено, что такое АРВ в законопроектной деятельности и как влияет на систему государственного управления. В данном случае возникает несколько вопросов: влияет ли результат АРВ на решение (принятие/отклонение проекта НПА), или АРВ это согласование, одобрения ещё до внесения законопроекта, или технология создания проекта НПА, в результате использования которой появляется удовлетворяющий все стороны участников правоотношений законопроект.

Комментарии

Оставить комментарий