Бишкек, 04.06.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. На общественное обсуждение с 1 июня 2018 года выносится проект Закона КР «О внесении изменения в Бюджетный кодекс КР».
Инициатор данного законопроекта является депутат Жогорку Кенеша Марлен Маматалиев.
Как сообщается в справке-обоснования настоящий проект Закона КР «О внесении изменения в Бюджетный кодекс КР» разработан в целях недопущения превышения 50 % объема привлеченных займов из одного источника от объема общего государственного долга.
Государственный долг является следствием экономической политики государства. Идея привлечения займов для решения различных социально-экономических задач не редкость. Практически все страны мира прибегают к внешним и внутренним источникам финансирования. Подавляющее их число имеет дефицитные бюджеты и испытывают недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.
Как показывает практика, правительство государства-заемщика получает сравнительно легкий доступ к мировым финансовым источникам в лице Международного валютного фонда, Всемирного банка, Парижского клуба и крупных частных банков развитых стран. Вливание огромных средств в экономику отстающих стран, как правило, дает краткосрочные позитивные результаты, убеждающие руководство в том, что она на правильном пути. Во многих случаях ощутимая часть заемных средств, так и не доходит до реальной экономики. Когда же приходит время оплачивать текущие долги, то государство только частично может сделать это за счет собственных средств. В дальнейшем государство вынуждено опять привлекать деньги на внутреннем и внешнем рынках. Лишь немногим странам удается в этом процессе стабилизировать или уменьшить свою задолженность, но чаще всего государственный долг начинает увеличиваться.
Пока экономика страны растет неплохими темпами, указывая на реальный источник возврата денег, кредиторы предоставляют государству все новые и новые кредиты. Однако при появлении первых признаков экономической или политической нестабильности механизм заимствования сразу усложняется.
Согласно данным Министерства финансов КР по состоянию на 31 декабря 2017 года размер государственного долга Кыргызской Республики составил 4 млрд. 530,05 млн. долларов США (311 846,17 млн. сом), из них:
- 90,1 % составляет государственный внешний долг: 4 млрд. 80,58 млн. долларов США (280 млрд. 905,09 млн. сом);
- 9,9 % составляет государственный внутренний долг: 449,47 млн. долларов США (30 млрд. 941,08 млн. сом).
Государственный долг КР по состоянию на 2017 год увеличился на 464,61 млн. долларов США по сравнению с аналогичным показателем за 2016 год. Размер государственного долга Кыргызской Республики по отношению к ВВП страны увеличился с 59,1 % (2016 год) до 59,9 % (2017 год).
Как мы видим основную часть нашего государственного долга, составляет внешний долг, которая является более опасным для экономики.
Кроме этого на сегодняшний день основным кредитором Кыргызстана является "Эксимбанк" КНР — 1,709 млрд.долларов США, или 43,8 % всего внешнего долга. Далее, из крупных международных организаций являются Всемирный Банк – 678,14 млн. долларов США, или 17,4% и Азиатский Банк Развития – 616,21 млн. долларов США или 15,8 % всего внешнего долга.
В этой связи, в целях защиты экономической безопасности и предупреждения последствий высокого государственного долга есть необходимость установить пределы заимствования государством из одного источника.
В связи с чем, статью 59 Бюджетного кодекса КР предлагается дополнить частью следующего содержания «4-1. Объем привлеченных займов из одного источника не должна превышать 50 процентов от объема общего государственного долга».
Принятие данного проекта закона не потребует дополнительного финансирования из республиканского бюджета.
Данный законопроект полностью соответствует законодательству КР. В соответствии со статьей 22 Закона КР «О нормативных правовых актах КР», законопроект был размещен для общественного обсуждения на официальном сайте Жогорку Кенеша.
Предлагаемые изменения не затрагивают интересы предпринимателей и в связи с чем не требует финансирования из республиканского бюджета. Также следует отметить, что принятие настоящего законопроекта не приведет к социальным, гендерным, экологическим, коррупционным, правозащитным, экономическим, правовым последствиям.
Комментарии
Оставить комментарий